"Амратийцы покрывали тело разнообразной татуировкой" (Источник).
Значит, в принципе, татуировки могли делать также и носители других неолитических культур. Например, носители культуры Кукутени-Триполье.
Представители додинастических культур Египта "на шее носили ожерелья из кружочков, вырезанных из скорлупы страусовых яиц, бус из сердолика, стеатита и полевого шпата или бус, покрытых зелёной глазурью, а также из морских раковин или кораллов. Руки они унизывали браслетами из раковин, слоновой кости и панциря черепахи". Кроме того, они использовали всякого рода косметические краски для лица и особенно для подведения глаз. Всё это мы наблюдаем и в других неолитических культурах. Уже в Чатал-Хююке изготавливались зеркала, очевидно, с целью обмена, а в Индо-Хараппской цивилизации существовали целые города, специализировавшиеся на изготовлении женских "побрякушек". Надо полагать, торговля этими "побрякушками" в те времена была столь же важной статьёй экспорта, как ныне нефть и газ для государства российского.
Здесь, конечно, возникает вопрос: а кто же был основным потребителем этих изделий — мужчины или женщины? Если женщины, то тогда получается, что вся неолитическая экономика была настроена на удовлетворение их спроса и потребностей.
"Вникая в предметы духовной культуры, можно проследить много общего в одежде людей, изображённых на амратских сосудах и в наскальных рисунках Северной Африки и Восточной Испании. Оперённые головные уборы мужчин, изображённых на сосудах с белым крестолинейным орнаментом, повторяются в наскальных рисунках Сахары, так же как футляры для половых членов, знакомые нам по амратским статуэткам. На ноге одной из статуэток есть браслет, имеющий аналогии среди изображений в Ин-Эззане (Сахара) и Когуле (Испания). Амратские собаки напоминают по внешнему виду собаку, изображённую на стене убежища в Альпере. Эти и другие соображения подобного рода приводят некоторых учёных к выводу о миграции ливийцев и смешению их с бадарийскими предками амратийцев".
Кстати, Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" указывает на тесную связь между мезолитической культурой Иберийского полуострова и более поздней крито-минойской культурой.
"В отдельных чертах наскальной живописи Восточной Испании прослеживается связь с последующей художественной культурой Средиземноморья. Так, поза «летучего галопа», основополагающая для крито-микенских памятников, в левантийских панно повторяется постоянно. Мы видим здесь и женщин с обнажённой грудью, одетых в колоколовидные юбки и танцующих вокруг маленькой фаллической фигурки, подобно участницам сцен минойской глиптики. Но дело не только во внешнем сходстве мотивов. Подвижность изображений Пиренейского полуострова, их разомкнутость, их слитность с окружающим близки основным свойствам минойского искусства. Всё это позволяет некоторым учёным — например, Ф. Шахермейру — говорить об общей левантийско-средиземноморской основе, подготавливающей почву для грядущего расцвета Эгеи и Греции. Мы бы добавили, что основа — не только левантийско-средиземноморская, но и африканская, поскольку росписи Испании сходны с петроглифами Африки".
Однозначно, Иберийский полуостров имел культурную "подпитку" с юга, со стороны Северной Африки. Кажется, последняя "волна" африканского влияния обусловила экспансию культуры колоколовидных кубков (ККК). Хотя, может быть, и Карфаген строился отнюдь не на пустом месте...
Комментариев нет:
Отправить комментарий