18 февраля 2023

Вазописицы.

На картине Лоуренса Альма-Тадемы "Этрусские художники-вазописцы" привлекает тот факт, что этими вазописцами у него являются женщины.

Жертвоприношения и вождества.

Очевидно, жертвоприношение животных является "базисом", на котором держится (прото)государственная "надстройка". О. В. Кузнецова в статье "Жертвоприношене в архаических верованиях и культах", в качестве характерного примера, указывает на народные праздники мано у качинов. Эти праздники длятся 3-4 дня, в течение которых приносятся в жертву десятки животных.

В протогосударственных обществах (вождествах) жертвоприношения решали сразу несколько задач:

1) жертвоприношения были самой первой формой налога;

2) жертвоприношениями кормилось храмовое жречество;

3) коллективные жертвоприношения создавали мощный энергетический "заряд", который позволял людям "кучковаться"-"тусоваться" на протяжении нескольких дней; именно на этих "сборищах" рождались племена и племенные объединения. 

"Жертвоприношение становится практическим опытом создания и воссоздания временной и пространственной связи внутри группы и группы с богами". Я бы сказал, что на первом месте стоит именно создание группы, ну а группа уже далее действует исходя из своих групповых интересов.

Созданная на идоложертвенном мясе группа является "интернациональной", так она состоит из представителей различных родов. И затем этот идоложертвенный "Интернационал" начинает разбивать и разлагать родовую жизнь. Начинается закат родовой, кровнородственной общины с культом умерших предков. Одновременно начинает формироваться культ живого вождя, который  найдёт наиболее полное своё выражение в "биче Божьем" Атилле.

Изображение повелителя гуннов Аттилы на древней монете V в. н.э. Страшнее чёрта на полпуда

О жертвоприношениях.

"Р. Лоу отмечает возрастание количества человеческих и иных жертвоприношений на Западно-Африканском побережье в период укрепления королевской власти. Подобное явление наблюдается, по археологическим данным, у скифских, сарматских и других памятников" (О. В. Кузнецова. "Исследование жертвоприношения в религиоведении XIX-XX вв. Архаическое жертвоприношение).

В контексте укрепления королевской власти жертвоприношения можно рассматривать как пресловутые "духовные скрепы". Я уже говорил об этом в записях "Человеческие жертвоприношения помогали укреплять «вертикаль власти»" и "Человеческие жертвоприношения помогали укреплять «вертикаль власти» (2)". Государи "скармливают" идолам своих подданных, по принципу "бей своих, чтоб чужие боялись". 

Прометей и Пандора.

По мнению Р. Грейвса, рассказ о Пандоре — не настоящий миф, а антифеминистская притча, изобретённая самим Гесиодом, пессимизм которого искал объяснения смертности и всем несчастьям человека.

До появления Пандоры женщины были только богинями, управляющими людьми, по воле Зевса женщина появилась на Земле, среди мужчин, как копия богинь. Любопытная, она открыла полученный от Зевса сосуд (πίθος) (ящик Пандоры), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия...

Фредерик Стюарт Чёрч, «Открытый ящик Пандоры», XIX век

"Образ Пандоры заслонил собой другой, который был источником зла на земле прежде. Именно Прометею, преступившему божественные запреты, нарушившему космическое равновесие, человечество обязано всемирным потопом, появлением зла и вечного наказания для людей. Однако проделки Прометея были благополучно забыты, и титан остался в памяти как благодетель человечества, а источником зла была объявлена женщина, созданная к тому же по "промышлению Зевса"."

Так Л. Л. Селиванова комментирует Р. Грейвса, и я с ней в принципе согласен. 

По сообщению Википедии, "Пандо́ра — первая женщина, создана по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня". Странно, очень странно... Прометей украл огонь, а  Зевс наказывает людей за кражу... Никакой логики. Возможно, Р. Грейвс прав, и мы здесь имеем дело с придумкой Гесиода, который в своих сочинениях переложил всё дело с больной головы на здоровую. 

Рассказ о Пандоре напоминает библейское повествование о Еве. Ева, в своё оправдание, могла бы заявить: "Эй, Бог, как это в твоём Эдемском саду оказался змей? Значит, Ты проспал, проворонил, а я теперь виновата во всём?!" Примерно так же могла бы сказать и Пандора Зевсу: "Сам подсунул мне этот ящик, чтоб я его открыла, и меня сделал источником зла, хотя на самом деле источник зла находится там же, откуда ящик появился".