18 февраля 2023

Жертвоприношения и вождества.

Очевидно, жертвоприношение животных является "базисом", на котором держится (прото)государственная "надстройка". О. В. Кузнецова в статье "Жертвоприношене в архаических верованиях и культах", в качестве характерного примера, указывает на народные праздники мано у качинов. Эти праздники длятся 3-4 дня, в течение которых приносятся в жертву десятки животных.

В протогосударственных обществах (вождествах) жертвоприношения решали сразу несколько задач:

1) жертвоприношения были самой первой формой налога;

2) жертвоприношениями кормилось храмовое жречество;

3) коллективные жертвоприношения создавали мощный энергетический "заряд", который позволял людям "кучковаться"-"тусоваться" на протяжении нескольких дней; именно на этих "сборищах" рождались племена и племенные объединения. 

"Жертвоприношение становится практическим опытом создания и воссоздания временной и пространственной связи внутри группы и группы с богами". Я бы сказал, что на первом месте стоит именно создание группы, ну а группа уже далее действует исходя из своих групповых интересов.

Созданная на идоложертвенном мясе группа является "интернациональной", так она состоит из представителей различных родов. И затем этот идоложертвенный "Интернационал" начинает разбивать и разлагать родовую жизнь. Начинается закат родовой, кровнородственной общины с культом умерших предков. Одновременно начинает формироваться культ живого вождя, который  найдёт наиболее полное своё выражение в "биче Божьем" Атилле.

Изображение повелителя гуннов Аттилы на древней монете V в. н.э. Страшнее чёрта на полпуда

Комментариев нет:

Отправить комментарий