30 сентября 2025

Миф про Агдистис.

Очевидно, миф про Агдистис сформировался довольно поздно, может быть на исходе II тыс. до н. э., потому что в нём фигурирует Зевс в качестве "верховного арбитра", но, тем не менее, он представляет интерес.

Фригийский миф рассказывает, что заснувший Зевс уронил семя на землю, и родилось божество с двойными половыми органами. Сверхъестественная сила Агдистиса не устраивала богов [1]. По общему решению Дионис заполнил источник крепким вином и чудовище, выпив из него, забылось глубоким сном. Тогда Дионис привязал прочной верёвкой его детородный орган к его же собственной ноге и, когда Агдистис проснулся, то резким движением сам себя оскопил.

Из его крови, упавшей на землю, выросло миндальное дерево, дочь реки Сангария сорвала его плод и положила к себе на грудь, забеременела и родила Аттиса.

Со временем он превратился в юношу неземной красоты и Агдистис, который стал женщиной, влюбился в него [2]. Царь Мидас назначил Аттиса в мужья своей дочери. На свадьбе неожиданно появилась Агдистис и наслала на всех безумие. Поражённый этим безумием Аттис сам себя кастрировал ножом и умер. Агдистис, раскаявшись в своей ревности, стала просить Зевса вернуть жизнь её любимого, но это оказалось невозможным. Тогда Агдистис похоронила тело Аттиса в Пессинунте и учредила в честь него ежегодный праздник. Позже она превратилась в Великую мать богов Кибелу.

По другой версии мифа, во Фригии была скала или гора под названием Агдус, внутри которой жила Великая мать. Проказник-Зевс хотел вступить с ней в связь, но не смог этого сделать и только разбрызгал своё семя по скале. Из этой скалы в конце концов родилась Агдистида, названная так в честь Агдусы, скалы-матери.

У меня есть подозрение, что миф об Агдистис и андрогинах как-то связан с культурой мегалитов. Павсаний сообщает нам, что гора в Пессинунте (лат. Pessinus) называлась Гора Агдестис и что, по преданию, там, в этой горе, был похоронен Аттис.

По сообщению Михаила Кудина, из дольмена в кургане №39 могильника "Клады" была извлечена фигура деревянного человечка. 

Пиноккио

О факельных шествиях.

Деметру часто изображали с факелом в руке, акцентируя внимание на её поисках Персефоны. Точнее говоря, у Деметры было два факела, по одному в каждой руке.

Деметра и Персефона. Рельеф. Археологический музей Элевсина. V в. до Р.Х.

Ритуальные факелы. Руины святилища в Элевсине

Мисты с факелами в руках проходили весь путь до святилища в Элевсине; таким образом они изображали скитания Деметры в поисках Персефоны при свете факела.