Деметру часто изображали с факелом в руке, акцентируя внимание на её поисках Персефоны. Точнее говоря, у Деметры было два факела, по одному в каждой руке.
![]() |
Деметра и Персефона. Рельеф. Археологический музей Элевсина. V в. до Р.Х. |
![]() |
Ритуальные факелы. Руины святилища в Элевсине |
Мисты с факелами в руках проходили весь путь до святилища в Элевсине; таким образом они изображали скитания Деметры в поисках Персефоны при свете факела.
Интересно, что та же "факельная" символика наблюдается и в культе Митры.
Здесь мы видим те же два факела в руках у Каута и Каутората (лат. Cautes et Cautopates) — факелоносцев в древнеримском культе митраизма, сопровождающих Митру во время тавроктонии, причём Каут держит факел направленным вверх, а Каутопат — опущенным вниз, как и в Элевсинских мистериях Деметры.
Между прочим, в митраизме также имеются элементы из культа Кибелы, например, рождение Митры из скалы, с кинжалом в одной руке и факелом в другой.
![]() |
Митра появился на свет из скалы (по другой версии, родился в пещере) |
Он обнажён, стоит, сложив ноги вместе, и одет во фригийский колпак, как Аттис. Напомним, что Кибела-Агдистис похоронила тело Аттиса в Пессинунте, внутри горы или скальной гробницы.
О многочисленных параллелях между митраизмом и позднейшим христианством не писал только ленивый. Но, как видим, также имеются параллели между митраизмом и более древними матриархальными культами. Можно ли рассматривать митраизм как "передаточное звено" от крито-минойских таврокатапсий, Элевсинских мистерий и культа Кибелы — к христианству?
По крайней мере, теперь мы знаем, откуда "растут ноги" у факельных шествий...
Комментариев нет:
Отправить комментарий