17 ноября 2023

Хранительницы времени.

А. Т. Толеубаев в "Реликтах доисламских верований..." сообщает:

"Археологические материалы свидетельствуют, что ещё в период палеолита были хранительницы лунного календаря, вычислявшие по Луне сроки родов. Беременность длится, как известно, 280 дней, или 10 лунных месяцев. Ровно на середину этого срока приходится первое движение ребёнка в чреве матери. Женщине предстояло отсчитать от этого волнующего момента ещё пять наступлений замеченной фазы Луны до начало родов. Отсюда в фольклоре нганасан запечатлелась идея, что месяц на небе только для того и создан, чтобы люди могли рождаться, а женщины высчитывать по нему сроки родов.

По сообщению Овидия, который стоял к этой древности на 2 тысячелетия ближе, десятичная система и счёт на пальцах, десятимесячные лунные календари римлян и исчисление по ним срока родов были явлениями, одинаково важными в мыслях древних людей. Десятимесячный лунный календарь существовал у индейцев манданов, арапахо, юроков и других. Они считали, что эта форма календаря лучше всего соответствует природе вещей, ибо пальцев на руке десять, беременность длится десять месяцев, в году можно выделить (по их классификации) десять сезонов. Очевидно, астрономов палеолита интересовало не столько число дней в году «вообще», «абстрактно», сколько конкретная длительность антропогенной части этого срока. 

Связь Луны с деторождением и формированием ребёнка в чреве матери чётко обнаруживается в представлениях многих народов Дальнего Востока, Сибири и Средней Азии. По сообщению Б. О. Долгих, у энцев счётом времени занимались женщины. Они следили за фазами Луны и определяли, какой месяц сейчас идёт. «Когда мы попросили тундрового энца Лёбо Совалова назвать месяцы, то он без помощи жены затруднялся дать полный и последовательный их перечень. При этом Совалов объяснил, что женщины потому лучше знают счёт времени по месяцам, что им таким образом приходится высчитывать время родов и менструаций»."

Ну, собственно, о том же пишет и журнал "Наука и жизнь": "Менструальный цикл у женщин длится в среднем 29,5 дней – столько же, сколько длится лунный месяц" (см.: "Женщины живут по луне"). Там ещё говорится, что современные женщины находятся под мощным влиянием искусственных источников света – вокруг нас много ламп, фонарей, светящихся вывесок, светящихся экранов ноутбуков, планшетов и смартфонов. Из-за этого "сбивается" синхронизация менструаций с фазами луны, а у женщин-«сов» вообще не удалось найти никакой синхронизации менструальных циклов с лунным календарём. Но раньше-то, в каменном веке, никаких ноутбуков не было, и поэтому все женщины жили по лунному календарю.

Лунница

Надо ли говорить о том, что люди отличаются от животных наличием памяти? Но память не может существовать там, где не осознаётся время как цикличный ритм бытия. И, если в первобытных общинах счётом времени занимались женщины, то они же были и первыми "историками", хранящими память о былом.

Екатерина Великая как "мама" гражданского общества в России.

Борис Акунин в конце своей книги "После тяжёлой продолжительной болезни. Время Николая II" пишет:

"Для понимания специфики и природы российского государства важно учитывать, что возникло оно не в IX веке при полумифическом Рюрике, а намного позже. Домонгольская Русь, тем более Русь Киевская – это далёкий предок России (как и ещё нескольких современных стран). Фундамент государства, в котором мы сегодня живём, заложен во второй половине XV столетия Иваном III, великим князем московским – и великим государственным строителем. За образец для подражания Иван Васильевич взял единственный известный ему успешный «проект» – чингисхановскую конструкцию, возродив её главные принципы"

Б. Акунин называет тип такого государства «ордынским» и называет непременные атрибуты «ордынскости».

"Это прежде всего сверхцентрализованность и абсолютная «вертикальность» управления (хан – начальники туменов – тысяцкие – сотники – десятники), а также три подпорки, без которых сверхцентрализация невозможна:
        – сакрализация Государя как живого олицетворения власти;
        – сакрализация Государства как высшей ценности;
        – закон подчинён политической конъюнктуре, ибо никакая буква не должна быть выше воли Власти. Как сказал Бенкендорф барону Дельвигу: «Законы пишутся для подчинённых, а не для начальства».

Первая версия государства продержалась полтора века и рассыпалась, когда пресеклась династия Рюрика. Это подрубило опорную колонну «сакральности» царской власти, что привело к Смуте и иностранной оккупации.

Вторая версия, возникшая в 1613 году, просуществовала менее века, ибо была рыхлой, не вполне «ордынской». Новая династия, Романовы, чувствовала себя неуверенно, и это вынуждало её делиться властью с патриархией и высшей аристократией (Боярской думой), а время от времени даже созывать народных представителей (земские соборы). Выгодные стороны «ордынскости» при такой ослабленной централизации работали плохо.

Пётр Великий, которого принято считать реформатором, на самом деле был контрреформатором, поскольку он вернул государство к прежней, изначальной конструкции, восстановив и укрепив все четыре «ордынские» опоры. Церковь и аристократия были отстранены от соучастия в управлении, авторитет царя (теперь – императора) вознесён до небывалых высот, всё население поставлено на службу государству, жизнь страны регламентировалась не законами, а бесчисленным потоком царских указов. Отремонтированная и отреставрированная система стала работать гораздо лучше и превратила Россию в великую (правда, только в военном отношении) державу.