Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "в каждом минойском городе и поместье была своя Первая Жрица и Священный Царь". "Эта религиозная функция, выполняемая мужчинами, подтверждается некоторыми минойскими изобразительными свидетельствами". "На перстне из Кносса богиня изображена стоящей на горе в окружении двух львиц с посохом в руке, передающей его выразительным жестом молодому человеку, почтительно стоящему перед ней".
![]() |
Goddess on a mountain, flanked by lionesses, handing over a staff to a young man. Seal-ring from Knossos. |
Хайде Гёттнер-Абендрот называет этот посох "лунным", потому что она умудрилась рассмотреть на нём какие-то "насечки, которые указывают на счёт, и они, вероятно, представляют собой календарную систему лунных циклов". "Имя «Минос» соответствует этому, поскольку это не индивидуальное имя, а титул, носимый всеми минойскими священными царями. Оно соответствует древнеегипетскому царскому титулу «Менес», что означает «луна» (греч. «мене»), или «фаза луны», «лунный период». Со времён палеолита женщины отождествляли эти лунные периоды с «менструациями», своим внутренним циклом фертильности, который считался священным. Они изобрели лунный календарь и передали этот временной порядок мужчинам, как это можно увидеть на этой картинке, где богиня вручает лунный посох молодому священному царю, тем самым знакомя его со священным знанием религии возрождения".
Мне не нравится такая интерпретация.
Во-первых, молодой человек, судя по положению его тела и рук, находится в изменённом состоянии сознания. Я уже приводил примеры подобного "молитвенного" состояния (см.: Молящийся). На этом перстне, судя по всему, изображена эпифания (богоявление). Можно посмотреть, для сравнения, другое подобное изображение эпифании.
![]() |
Здесь мы видим ну очень "толстый" намёк на ИСС в руке сидящей женщины. |
Слева, в воздухе "висит" восьмёркообразное существо. Назовём его НЛО (неопознанный летающий объект). И это существо держит в руке какую-то "палку", которая напоминает "палку" в руках богини на предыдущей картинке. Что это за "палка"? — Я не знаю. Но я бы не торопился отождествлять её с царским "скипетром".
![]() |
Печать золотого кольца. Сакральная сцена в святилище, Кносс, Крит |
Здесь, скорее всего, тоже речь идёт о явлении какого-то духа, а не человека; люди не могут парить в воздухе. Однако Хайде Гёттнер-Абендрот считает иначе.
"Нижеприведённый перстень-печатка из Микен ясно показывает, как она обучает молодого человека", - продолжает она. - "Богиня сидит на горе, обозначенной скалами позади неё, и оживлённо беседует со священным царём.
![]() |
Goddess on a seat teaching the young man who now bears the staff. Seal-ring from Mycenae |
Теперь он владеет лунным посохом от её имени и учится у неё, как мудро им пользоваться".
"Третье изображение молодого Священного Царя можно увидеть на прекрасной стеатитовой чаше из Агиа Триада. Здесь он демонстрирует длинный лунный посох, демонстрируя свою религиозную миссию народу, представленному молодым человеком, стоящим перед ним.
![]() |
Прорисовка с так называемой «Княжеской чаши» из Святой Триады (Минойский Крит) |
Последний несёт в обеих руках религиозные знаки отличия, которые он собирается вручить избранному царю: церемониальный меч и ритуальный кнут, подобные тем, что используют пастухи".
— Вот тебе, царь, кнут, чтобы пороть меня, и вот тебе меч, чтобы отрубить мою голову, если она не будет преклоняться пред твоим царским величеством.
Последняя фигура в этом ряду не минойская, а относится к более позднему времени.
![]() |
Ruler with the staff standing on top of a Minoan city. Stamp of a seal from Chania (Crete) |
Хайде Гёттнер-Абендрот толкует эту фигуру как самодержавного царя, «тирана», которого греки-ахейцы поставили на Крите. "Оттиск печати из Ханьи изображает этого «Большого человека» ("Big Man"), гордо стоящего и совершенно огромного на крышах завоёванного критского города, теперь использующего бывший лунный посох в жесте власти, как «скипетр». Печать, вероятно, была изготовлена по его приказу, представляя собой имитацию более ранних, изящных артефактов минойской культуры, но «неминойскую» как по содержанию, так и по неуклюжести изготовления".
Теперь я дам свою интерпретацию вышеприведённых картинок.
В 2020 году сообщалось, что археологи обнаружили древнейший шаманский посох, принадлежащий шаману развитой неолитической культуры VII тысячелетия до н. э.. Предмет нашли в культовом сооружении Венгеровского района (Новосибирская область).
Это значит, что шаманские посохи существовали задолго до появления «скипетра» «Большого человека», или "лунного посоха" священного царя в интерпретации Хайде Гёттнер-Абендрот.
Шаман, как и колдун, ударяет посохом о землю, чтобы призвать из преисподней духов Земли. Это во-первых. А, во-вторых, шаман, опять же призывая духов, бьёт в свой бубен палкой-колотушкой.
Так, может быть, здесь речь идёт о шаманском призвании? Богиня, как в стихотворении А. С. Пушкина "Пророк", вручает молодому человеку шаманский посох и говорит ему:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Кстати, Афина ослепляет Тиресия, ставшего впоследствии знаменитым на всю Грецию прорицателем, но взамен даёт ему кизиловый посох как знак его особого дара. Имя прорицательницы Вёльвы (Vǫlva), известное благодаря древнеисландскому поэтическому сборнику песен о богах и героях «Старшая Эдда», связано с др.-исл. vǫlr ʽжезлʼ. В «Старшей Эдде» жезл является знаком не только поэтического и пророческого дара, но и колдовского искусства. Считалось, что вёльвы колдовали с помощью жезла. Хейд – вещая колдунья, «творила волшбу жезлом колдовским».
Роговое навершие в виде головы лося с рукоятью. |
"При камлании шаманами обязательно употреблялся ритуальный жезл, носивший хакасское название «орба». В научной литературе за ним закрепился термин «колотушка»... Шаман мог камлать и без участия бубна, только «орбою».
«Орба» во время камлания служила не колотушкой, а орудием управления, наказания и устрашения. Шаман пускал её в ход для усмирения как людей, присутствующих на сеансе камлания, так и для наказания духов-тёсей, отправленных на задание. Поэтому жезл носил дополнительное определение «алтын хамчы» - букв, золотой кнут. Орба применялась в качестве орудия гадания (торік). Она выполняла функции ударного инструмента, под грохочущие звуки которого посылались духи-тёси к Ирлик-хану. Она применялась для лечения больных и представляла особый инструмент в руках шамана, ограждавший человека от злых сил..." (Источник)
Между прочим, богиню Кибелу обычно изображали сидящей на троне в окружении львов или в колеснице, запряжённой львами. В одной руке у неё был тимпан (небольшой ручной барабан), в другой иногда — колосья или скипетр.
Иконография Кибелы сильно напоминает самую верхнюю картинку, где богиня вручает молодому человеку... не "лунный посох" и не "скипетр тирана", а — шаманскую «колотушку».
В Древней Греции богиня Рея отождествлялась с фригийской богиней Кибелой и почиталась как Рея-Кибела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий