11 июля 2025

О печатях.

По мнению Хайде Гёттнер-Абендрот, "[крито-минойские] круглые гробницы, называемые «толосами», были коллективными гробницами, по одной для каждого клана, а площадки перед их входами указывают на церемонии поминовения предков. Очень часто группы из двух или трёх гробниц-толосов объединялись вместе, что указывает на клановые объединения, на прочных союзах которых основывались более крупные инициативы минойского общества [1]. Печати, найденные в могилах, принадлежали кланам такой группы, что ясно показывает, что печати не означают «частную собственность»".

Некоторые из печатей с прорисовками.

Если печати принадлежали кланам, тогда только членам клана было доподлинно известно, что изображено на печатях.

Хотя учёные пытаются "расшифровать" смысл изображений на печатях и пишут свои комментарии,

"крылатый богокозёл" ?

но, в общем, эти комментарии спорны и каждая печать остаётся "вещью-в-себе".

"минотавр" ?

Артур Эванс трактовал эти печати как изображения Минотавра. Но Минотавр известен из более поздней греческой мифологии, а минойцы никакого "минотавра" не знали. Несомненно лишь то, что это бык, на что указывает произрастающее древо между "рогов посвящения" (слева) и семилучевая звезда вместо лабриса (справа).

Нижеследующие печати представляются как изображения "женщины-орлицы", то ли шаманки, то ли богини.


Ну, а более сложные печати вообще никак не объясняются.

Минойская печать из зелёной яшмы с критскими иероглифами

Я помню, в детстве, когда мне было 10 — 12 лет, у нас, у деревенских мальчишек, были в хожу такие понятия как "первая лощина", "вторая лощина", "третья"... Я, например, мог сказать, что нашёл грибы на "третьей лощине", и все мальчишки точно знали, где находится это место. Если же я скажу про "третью лощину" современным детям, они ничего не поймут. Им неизвестен мой "язык детства". "Третья лощина" — это было такое "договорное" слово-понятие только в среде детей моего поколения и только в конкретном районе проживания. 

Крито-минойские печати, если они принадлежали местным кланам, точно так же выражали некоторые понятия, хорошо известные членам группы, но при этом может быть неизвестные даже их современникам. Поэтому трактовать такие печати сродни гаданию на кофейной гуще.

В этом смысле, крито-минойская иероглифическая письменность, и родственная ей индо-хараппская письменность, может быть, никогда не будут расшифрованы.

Индо-Хараппская печать.

Чтобы адекватно истолковать все эти символы, надо стать членом того клана, которому принадлежала данная печать.

Я, например, узнал бы свою маму даже слепым, даже на том свете, по двум-трём словам, которые известны только мне и ей, и никому больше. Одно слово я мог бы нарисовать карандашом на бумаге, и этот рисунок был бы понятен лишь мне и ей; другие видели бы в рисунке нечто иное. 

-------------------------------------------------------------------------

[1] Например, в сферах строительства или заморской торговли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий