10 июля 2025

Культуры меняются, традиции остаются прежними.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что саркофаге из Агиа-Триады (1400 - 1350 гг. до н.э.) погребальную церемонию совершают женщины-жрицы. Она обращает внимание на одну из жриц, одетую в длинную синюю мантию с венчиком на голове, который идентифицирует её как Первую Жрицу.


Что касается синего цвета, тут всё понятно: голубой или синий цвет использовался крито-минойскими художниками для обозначения принадлежности того или иного персонажа к потустороннему миру (см. мою запись Кстати, о птичке).

Но здесь другое удивительно. У "царя-жреца" — такой же головной убор.


По словам Артура Эванса, юноша, изображённый на фреске, был «правителем Кносса». Фреска была восстановлена по трём отдельным фрагментам: голове, туловищу и левой ноге. Когда Артур Эванс обнаружил их в 1901 году, он сначала верно заметил, что, предположительно, эти фрагменты принадлежат разным фигурам. Голова, очевидно, принадлежала женщине. Значит, перед нами изображена «правительница Кносса». 

На другой длинной стороне саркофага находятся две жрицы, несущие небольшие вёдра с кровью принесённого в жертву быка, выливая её в котёл. Опять же, одна одета в красивое синее одеяние и носит венчик на голове, хотя здесь он не так заметен, как на первом изображении.


Здесь также мужчина-музыкант в длинном женском одеянии следует за ними, играя на лире. Этот обычай существовал и в культурах Западной Азии, например, жрецы религии Кибелы носили женскую одежду. "Из этой традиции, которая всё ещё сохранялась в культе Кибелы в Риме, где у неё был храм, произошёл обычай христианско-католических священников носить длинные женские одежды до наших дней", - говорит Хайде Гёттнер-Абендрот.

Картина связанного жертвенного бычка на столе, с козлами под столом, напомнила мне про "геометрический" кратер с Дипилонского кладбища в Афинах, Греция, около 740 г. до н. э.


Особенно интересен вот этот фрагмент:


На месте бычка здесь мы видим покойника, под столом — те же два козлика. 

Кроме того, здесь изображён погребальный полог ("плащаница) в виде шахматного орнамента, «покров гробовой», который ткали женщины. 

Погребальные пологи часто изображались на крышках крито-минойских саркофагов (ларнаков).

 

Видимо, на Крите саркофаги накрывались сверху такими домоткаными смертными саванами. 

Удивительная вещь — традиция. Я не перестаю удивляться тому, как она, подобно птице Феникс, возрождается из пепла сгоревших культур.

Хотя, если погребальные церемонии совершались женщинами на Крите и в Элладе со времён доисторических вплоть до "Тёмных веков" и далее, тогда вроде бы что-то проясняется: традиции могли передаваться из поколения в поколение от матерей к дочерям. Мужчины менялись, приходили и уходили, — пеласги, ахейцы, дорийцы, — а женщины оставались на своих местах, сохраняя весь тот комплекс идей и понятий, который называется "родиной".  

Комментариев нет:

Отправить комментарий