09 мая 2022

Легенда об Элиссе, основательнице Карфагена.

Как сообщает Елена Хаецкая, около 814 года до н. э. "царём Тира являлся Pu'mayyaton, в греческом написании — Пигмалион, сын царя Маттана I, умершего несколько лет назад. У него была сестра Элисса, если верить Юстину — старшая. Элисса вышла замуж за Археба (Сихей, по версии Вергилия), являвшегося верховным жрецом Мелькарта Тирского — главного божества финикийского мореплавания.

Надо сразу отметить, что храм Мелькарта в Тире был средоточием фантастических богатств, ибо туда отсылалась десятая доля с купеческих и колониальных доходов «морской империи». Археб слыл богатейшим человеком Тира, а то и всей Финикии — есть основания полагать, что именно так дела и обстояли: жречество и поныне очень доходная профессия.

Что за финансовые проблемы возникли у Пигмалиона — неясно, но царь положил глаз на сокровища родственника, тот отказался отдать их добровольно и в результате был убит вероломным Пигмалионом прямиком у алтаря. Тем не менее, драгоценности Археба царём найдены не были, поскольку жрец надёжно их спрятал". 

Вскоре муж явился Элиссе во сне и рассказал, что с ним произошло. Он посоветовал жене поскорее бежать от брата-мерзавца и заодно указал, где спрятаны богатства.  По слову Марка Юниана Юстина,

«Элисса из-за этого преступления долго чуждалась брата. В конце концов она затаила в себе ненависть и притворилась примирившейся со своей судьбой, а тайно стала готовиться к бегству, сговорившись с некоторыми из виднейших людей в государстве, которые, как она думала, также ненавидели царя и стремились бежать. Тогда Элисса обращается к брату [с такими] лукавыми [словами]: она хочет переселиться к брату, чтобы дом её мужа в ней, жаждущей забвенья, не вызывал тяжёлой скорби, чтобы глаза её не видели более перед собой того, что возбуждает в ней горькие воспоминания. Пигмалион с удовольствием выслушал сестру, думая, что вместе с ней к нему перейдёт и золото Ахерба. Но Элисса в тот же вечер с помощью слуг, присланных царём, чтобы помочь ей при переезде [к нему], погрузила все свои богатства на корабли и, выйдя в открытое море, приказала сбросить в воду большие мешки, наполненные песком, но имевшие вид мешков с золотом. После этого она рыданиями, скорбными воплями стала взывать к Ахербу, умоляя его благосклонно принять сокровища, которые он оставил ей; пусть послужит ему в качестве погребальной жертвы то, что было причиной его смерти. А затем обратилась она к царским слугам: ей, [сказала она], смерть давно уже стала желанной; но их, похитивших у жадного тирана богатства, ради которых он совершил убийство [родственника], ждут жестокие пытки и суровые наказания. Этими словами она в них вселила страх и приобрела себе спутников в бегстве. К ней присоединяются также многие сенаторы, приготовившиеся к бегству той же ночью. Все они, принеся жертву Геркулесу, жрецом которого был Ахерб, решили искать себе на чужбине место для поселения».

Полис и государство: два "модуса операнди" человечества.

Идущий на улице дождь вынудил меня сидеть дома. Читаю труд Елены Хаецкой "С точи зрения Карфагена"... 

Она правильно пишет, что "ассирийцы первыми создали классический тип государства: с регулярной армией, имевшей единообразное вооружение, господством титульной нации, единым законодательством и централизованным управлением провинциями, включением в состав соседних царств (к примеру, Египет в 671 г. до н.э.).

Финикия пошла принципиально другим путём, поставив приоритетной целью не политическое влияние, а коммерческую выгоду. В конце концов, всё на этом свете можно купить и от всего откупиться — как полагали финикийцы, — но эта доктрина переставала работать, когда речь шла о столкновениях с «большими парнями», для которых на первом месте стояло столь нерациональное и убыточное мирское честолюбие, которому не место в деловой практике.

Бизнес и желание прославиться в качестве великого завоевателя — две вещи несовместные".

Да, это очень актуальное для настоящего времени замечание. 

Как мы знаем, государства возникают там, где образуются большие "человейники": десятки и сотни тысяч людей трудятся на плодородных почвах речных долин, и при этом неизбежно возникает управленческий аппарат для координации работ. В этом смысле полисы можно назвать "недогосударствами", так как в них не образуется "критической массы" людей для создания государства. 

Как писать правильно — справа налево или наоборот?

Древние финикийцы, как и евреи, писали справа налево. Древние греки и римляне писали наоборот — слева направо. Этруски заняли промежуточное положение: они долго не могли решить, как писать правильно — справа налево или наоборот, отчего использовали оба типа письма.

Ну, про этрусков я говорил недавно, в заметке "К вопросу об этрусках". Их неопределённость в том, как писать правильно — справа налево или наоборот — прямо вытекает из их расовой неопределённости. А вот финикийцы, будучи носителями гаплогруппы J2, по "крови" сильно отличались от греков и римлян. И я полагаю, что именно "генетика" определила различие в направлении письма. 

Можно пойти и дальше, сделав предположение о том, что "кровь" определяет стиль и дух всей культуры народа. Нам известно о чувстве глубокой неприязни древних римлян к культуре Карфагена. По мнению римлян, у пунов всё было "не так, как надо". 

Кстати, о том же чувстве по отношению к евреям пишет и Василий Розанов:

"Замечалась всегда, отмеченная ещё Тацитом, — «odium humani generis»1 у этого народа и обратно, то же непобедимое разделяющее чувство испытывали к евреям все народы: «Не наше, не наше!» «Не мы, не мы!». Какую бы взять параллель этого взаимного гнушения?

«— Не люблю я этих галушек, — сказал пан-отец, — никакого вкуса нет. — И положил ложку» (Гоголь, «Страшная месть»),

«— Знаю, что тебе лучше жидовская лапша, — подумал про себя Данило. — Отчего же, тесть, — продолжал он вслух, — ты говоришь, что вкусу нет в галушках? Худо сделаны, что ли? А брезгать ими нечего: это христианское кушанье! Все святые люди и угодники Божии едали галушки.

Ни слова отец: замолчал и пан Данило.

Подали жареного кабана с капустою и сливами.

— Я не люблю свинины! - сказал Катеринин отец, выгребая ложкою капусту.

— Для чего не любишь свинины? — сказал Данило. — Одни турки и жиды не едят свинины.

Ещё суровее нахмурился отец.

Только одну лемишку2 с молоком и ел старый отец и потянул вместо водки из фляжки, бывшей у него за пазухой, какую-то чёрную воду» («Страшная месть», глава 4)" (Источник).

В. Розанов говорит, что вещий инстинкт Гоголя невольно связал "жидов" и "жидовское" с какой-то "чёрной испиваемой водою", которая, наверно, хуже горилки и абсолютно неперевариваема христианским нутром.

Возвращаясь вновь к стилю написания букв, можно заметить, что написание слева направо идёт "от себя", а написание справа налево — наоборот, "к себе". Тут, конечно, можно провести многие культурные аналогии, вплоть до христианского завета проповедовать Евангелие "всей твари" — с одной стороны, и печать «обрезания», как «штандт-пункт» иудаизма, — с другой стороны. Различие между христианством и иудейством примерно такое же, как различие между "линией" и "точкой" в математике. Про другие различия, вызывающие антисемитские настроения, я здесь писать не стану, однако всё же замечу постоянные ссылки на "иудейский матриархат". Наверно, это тоже не случайно: если "у нас" - патриархат, то "у них", конечно, дожен быть матриархат. Потому что они пишут и читают наоборот, "не так, как мы".  

-------------------------------------------------------------------

[1] «ненависть к роду человеческому» (лат.).

[2] Лемишка (укр. лемішка) — украинское блюдо из гречневой муки наподобие каши.

К вопросу о похищении Елены.

Е. В. Хаецкая пересказывает древнегреческую байку о том, как финикийские торговцы подрабатывали похищением девушек с целью последующей продажи их в качестве рабынь.

"Геродот в своей «Истории» подробно расписывает злодейское похищение Ио, дочери Аргосского царя — «...когда почти все товары уже были распроданы, на берег моря среди многих других женщин пришла и царская дочь. Её имя было Ио, дочь Инаха; так же называют её и эллины. Женщины стояли на корме корабля и покупали наиболее приглянувшиеся им товары. Тогда финикияне по данному знаку набросились на женщин. Большая часть женщин, впрочем, спаслась бегством, Ио же с несколькими другими они успели захватить. Финикияне втащили женщин на корабль и затем спешно отплыли в Египет»".

"У нас нет оснований Геродоту не верить, - говорит Е. Хаецкая, - поскольку это похищение (финикийцы исходно могли не знать, что в качестве добычи им досталась царская дочь) спровоцировало длительный конфликт между эллинами и морскими торговцами, закончившийся тем, что греки в отместку украли дочь царя Тира Европу — впоследствии эта история трансформировалась в миф о похищении Европы Зевсом, обернувшимся быком".