09 мая 2022

К вопросу о похищении Елены.

Е. В. Хаецкая пересказывает древнегреческую байку о том, как финикийские торговцы подрабатывали похищением девушек с целью последующей продажи их в качестве рабынь.

"Геродот в своей «Истории» подробно расписывает злодейское похищение Ио, дочери Аргосского царя — «...когда почти все товары уже были распроданы, на берег моря среди многих других женщин пришла и царская дочь. Её имя было Ио, дочь Инаха; так же называют её и эллины. Женщины стояли на корме корабля и покупали наиболее приглянувшиеся им товары. Тогда финикияне по данному знаку набросились на женщин. Большая часть женщин, впрочем, спаслась бегством, Ио же с несколькими другими они успели захватить. Финикияне втащили женщин на корабль и затем спешно отплыли в Египет»".

"У нас нет оснований Геродоту не верить, - говорит Е. Хаецкая, - поскольку это похищение (финикийцы исходно могли не знать, что в качестве добычи им досталась царская дочь) спровоцировало длительный конфликт между эллинами и морскими торговцами, закончившийся тем, что греки в отместку украли дочь царя Тира Европу — впоследствии эта история трансформировалась в миф о похищении Европы Зевсом, обернувшимся быком". 


 Я не очень доверяю этой байке, потому что она напоминает мне один анекдот:

— Будь я Ротшильд, — размечтался бедный закройщик, — я был бы богаче его. — Это как же? — А я бы подрабатывал шитьём.

Надо полагать, что финикийские торговцы были отнюдь не бедными людьми, чтобы подрабатывать работорговлей. Нет, конечно, всё могло быть, но, с другой стороны, это каким же нужно быть кретином, чтобы, грубо говоря, "насрать" после себя в том месте, где ты торговал! Ведь в следующий раз ты не сможешь вести свой гешефт там. Тебя ткнут мордой, как котёнка, в твоё же говно. А много ли мест было в архаической Элладе, где финикийские торговцы могли осуществлять выгодный гешефт? Раз, два, и обчёлся... Так что, торговцы, если хотя бы немного "дружили с головой", должны были бы немедленно вернуть Ио её родителям (если она случайно "заблудилась" на их корабле) и принести им извинения и дары, чтобы хоть как-то "замазать" неприятный инцидент.

Но, тем не менее, эта байка представляет определённый интерес и наводит на размышления. Потому что мы знаем об аналогичном похищении Елены Прекрасной. А римляне "отметились" похищением сабинянок. Как говорится, если событие произошло один раз - это случайность, два раза - совпадение, три - закономерность. Тут, очевидно, речь идёт о перемене брачных обычаев, о переходе от матрилокальности к патрилокальности, и эта "пертурбация" оставила о себе память в древних легендах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий