В 1960 году британский врач и климатолог Джеймс Лавлок сформулировал «гипотезу Геи», согласно которой планета Земля представляет собой живой организм, состоящий из людей и других организмов, а также океана, атмосферы и земной коры.
Названная в честь античной богини Геи, эта живая планета меняется и развивается, следуя за изменениями своих элементов. Но, как у любого организма, способность Геи к саморегуляции ограничена; одни травмы заживают, другие могут развиться в злокачественный процесс.
В понимании Лавлока, человечество — часть этого саморегулирующегося организма. Потревоженная людьми, Гея восстановит свой баланс, но на другом, более высоком уровне температур и, возможно, пожертвовав человечеством, если так распорядится планетарный иммунитет.
Французский философ Бруно Латур радикализовал идеи Лавлока, приписав Гее целостность и субъектность, которые включают человека и противостоят ему. Состоя из людей и природы, Гея есть целое, противостоящее своим частям. Она мать кормящая и кастрирующая, в прошлом она бывала и привлекательна и страшна, но сегодня она повернулась к нам своей ужасной стороной. Чудовищная Гея, мать самого времени, грозящая кастрацией обезумевшему миру, — таково назидание философа нашей эпохе. (Цит. по: Эткинд, А. Природа зла. Сырьё и государство. — М., Новое литературное обозрение, 2020. С. 460,461).
