19 августа 2025

К вопросу о "белой богине".

"Я пишу о ней как о Белой Богине, потому что белый — её основной цвет" (Роберт Грейвс). Да, но почему же именно белый?

Британский религиовед Джеймс Фрэзер отметил в своей «Золотой ветви», что  девушек из Новой Гвинеи держали в закрытых помещениях, защищённых от солнца, два или три года, девушек из Торресова пролива держали вдали от света три месяца, как чувствительную фотоплёнку. Про камбоджийскую девочку, достигшую половой зрелости, говорили, что она «входит в тень». Рассказ Фрэзера о девочках из Новой Ирландии, которых держат в маленьких клетках в темноте, незабываем, как и семилетнее уединение восьмилетних девочек с Борнео, которых держат в маленькой келье в доме в течение семи лет. Результатом их заточения является то, что они задерживаются в росте, и когда они появляются на свет, их кожа бледная и как воск. При этом девочки рассматриваются как наделённые мощной силой, которая, если их не держать в рамках, может оказаться разрушительной как для них самих, так и для всех, с кем они вступают в контакт.

Интересно, имеется ли здесь связь со средиземноморской традицией в изобразительном искусстве, представляющей женщин, особенно жриц, бледнокожими, в отличие от мужчин?

Wall painting of cult procession from Knossos (Corridor of Procession).

Мне думается, что такая связь вполне вероятна, особенно если учесть странную любовь крито-минойцев к тёмным полуподвальным помещениям (так называемым "люстральным бассейнам") в их жилищах.

Самый ранний образец люстрального бассейна из квартала Му в Малии

На Крите до вторжения греков-ахейцев существовало теократическое правление. Об экстатических культах на Крите, связанных с шаманизмом, не писал только ленивый. А я провёл параллель между "предменструальным синдромом" и "шаманской болезнью". В любом случае, для теократии нужны были очень сильные шаманки. Люстральные бассейны, при таком раскладе, можно интерпретировать как "инкубаторы" шаманок. 

Пасифая в каждой женщине?

Вот что пишут Пенелопа Шатл и Питер Редгроув в совместной монографии "The Wise Wound: Menstruation and Everywoman":  

"Существуют широко распространённые свидетельства роста сексуальности, связанного с параменструальным циклом.

Ранее предполагали, что главный пик сексуальности приходится на середину цикла, на овуляцию, как и следовало бы ожидать, если бы целью этого подъёма было оплодотворение яйцеклетки для зачатия потомства. Но затем обнаружили, что главный подъём приходится на параменструальный период или противоположный конец цикла, с усилением желания непосредственно перед, во время или сразу после кровотечения.

Юнг говорит о «сексуальном жаре, появляющемся во время менструации», и К. Д. Дейли делает это краеугольным камнем своей эволюционной теории, как и Мэри Джейн Шерфи. Мастерс и Джонсон обнаружили, что «многие женщины желают сексуальной активности во время менструации». Алекс Комфорт в одной из своих известных книг о любви «Радость секса» отмечает, что «разгар менструации может быть самым похотливым временем для девушки».

Кинси замечает: «Очевидно, что человеческая самка (human female) в ходе эволюции отдалилась от своих предков-млекопитающих и развила новые характеристики, которые сместили период максимального сексуального возбуждения ближе ко времени менструации», и приводит четырнадцать исследований, которые подтверждают его собственные кропотливо собранные данные. Кстати, Кинси отдельно подтверждает наблюдение Хэвлока Эллиса о том, что если женщина не мастурбирует в другое время своего цикла, она чаще всего делает это вблизи менструации".

*******************************************