Буддизм во многом формировался в рамках протеста живого
религиозного и нравственного чувства против застывшего брахманского
догматизма и ритуализма, против снобистской гордыни “дваждырождённых”.
Но ко времени появления Алмазной Колесницы уже в самом буддизме, как
широко распространённой и процветающей религии, появилось собственное
внешнее благочестие, зачарованное своей праведностью и добродетелями,
обретёнными в стенах монастырей; возникла монашеская элита, подменившая
дух учения Пробуждённого скрупулёзным следованием букве монастырских
уставов и формальных предписаний. Это постепенное угасание живого
религиозного импульса побудило ряд последователей буддизма бросить вызов
традиционному монашескому образу жизни во имя возрождения духа учения
Будды, противного всякому формализму и догматической омертвелости и
базирующегося на непосредственном психотехническом опыте. Таким образом в середине I тыс. н. э. буддизм в Индии вступил в последний период
своего развития, получивший в буддологической литературе название
«тантрический». Как сообщает Википедия, в буддизме та́нтра — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды.
Тантра в буддизме отчасти напоминает "хлыстовство" в православии. В обоих случаях женщины если и не добиваются доминирования в религиозной сфере, то, во всяком случае, ничем не уступают мужчинам. В буддийской традиции Тибета можно обнаружить немало историй о женщинах, которые практиковали тантру и достигли наивысших духовных реализаций. Среди них можно отметить Йеше Цогьял, Мандараву, Мачиг Лабдрон – женщин-йогинь, которые широко почитаются в Тибете.
Йогиню Еше Цогьял (VIII–XIX вв.) иногда даже называют матерью тибетского буддизма. Она известна как супруга великого йогина и махасиддха Падмасамбхавы, который, согласно традиции, утвердил в Тибете буддизм с помощью своих сверхъестественных способностей. Родившись принцессой в одной из провинций Тибета, она прожила около 99 лет и является выдающейся фигурой в тибетском буддизме. Несмотря на то, что она известна прежде всего как супруга Падамасамбхавы, Еше Цогьял имела множество учеников и сама признаётся великим духовным учителем. Считается, что Еше Цогьял много лет провела в одиночном медитативном ретрите в горах и выполнила несколько различных циклов тантрических духовных практик, которые она получила от Падмасамбхавы. Такие «красношапочные» школы тибетского буддизма, как Ньингма и Кагью, основываясь на её духовных достижениях, признают Еше Цогьял женщиной-буддой. Она стала идеалом и примером для подражания для многих тибетских женщин-йогинь.