08 августа 2023

"Божественная комедия", или Кукольный театр богов.

У Гомера сражение, в котором соединяются оба войска, описывается как кусок верёвки (πεῖραρ), пропущенный богами над обеими армиями и туго стянутый (τάνυσσαν), так что противники оказываются неразлучно связанными друг с другом. Об этом сообщает Ричард Б. Онианс в своей монографии "На коленях богов". 

В моей коллекции древнеегипетских изображений нашлась иллюстрация к вышеприведённому описанию Гомера. Конечно, египтяне "ни сном, ни духом" не подозревали о том, что они иллюстрируют Гомера, но, тем не менее, определённое сходство имеется. Здесь мы видим и две сражающиеся армии, и туго натянутые "верёвки" над ними... Воины, очевидно, слепые на оба глаза, как куклы-марионетки, потому что, если б они подняли свои взоры и увидели, что происходит над их головами, они бы наверно обалдели...

Через 5 месяцев после 8 марта.

 

Как раз в тему — стихотворение А. Полежаева "Калипсо":

Полунага, полувоздушна,
Красотка юная лежит,
И гнёту милому послушна,
Она и млеет и дрожит,
И вьётся спинкою атласной,
И извивается кольцом,
И изнывает сладострастно
В томленьи пылком и живом!
Одна нога коснулась полу,
Другая нежно на отлёт,
Одна рука спустилась долу,
Другая друга к сердцу жмёт.
И вся дрожит и сладко стонет,
В глазах томленье и огонь,
И вот зашлась и в неге тонет,
Вздрогнув в последний раз, как конь.
Глазёнки под лоб закатились,
Уста раскрыты, пышет грудь,
И ножки белые спустились,
Чтоб после битвы отдохнуть.
А всё рука ещё невольно
Поближе к телу друга жмёт,
Другая шарит своевольно,
На новый бой его зовёт.
На бой веселый наслажденья,
На бой восторга и любви,
На сладкий миг соединенья
И душ, и тела, и крови.

Вода жизни.

Ричард Б. Онианс говорит, что древние греки чаще всего именовали своих мертвецов «сухими». "Умершие испытывали величайшую потребность во влаге, в жизненной жидкости животных и растений или хотя бы в самой простой жидкости — в воде, которая возвратила бы им состояние «живущего», «влажного».

Жертвоприношения умершим чаще всего совершались в виде возлияний. Над большой четвёртой шахтовой гробницей в Микенах был алтарь с круглым трубообразным отверстием, уходившим в нижнюю гробницу. Это устройство (встречающееся и в других местах), как полагают, было предназначено для совершения возлияний, т.е. для того, чтобы жидкость проникала вниз, к умершим. И в классические времена водой совершали возлияния умершим. Эту жидкость выпивала псюхе, кости получали «омовение» (λουτρόν). Согласно учению орфиков, псюхе является в царство Аида «сухой». «Я высохла от жажды и погибаю», — восклицает душа в надписях на табличках из могил на юге Италии и на Крите (Orph. Fr. 32 a, b Kern). На девятый день после похорон совершались жертвоприношения, и на могиле устраивался пир, разбрызгивалось вино (Fest. s.v. vinum resparsum). Было обнаружено множество урн с отверстием, через которое могли поступать возлияния: Блюмнер описывает «отверстие для вливания жидкого приношения умершим»; в других местах (например, на древнем кладбище, расположенном на существенной глубине под форумом возле позднейшего храма Фаустины) сохранились трубообразные тоннели, проводившие жидкость к останкам умерших. Ричард Б. Онианс говорит, что они льют воду, чтобы утолить пламенную жажду умершего, это высказывание зловеще напоминает мольбу, с какой богачу предстояло обратиться к Лазарю. У Гомера на кости льют вино, затем кости вытирают, складывают в урну и умащают елеем (Tib. Ill 2, 19 слл.; Stat. Silv. II 6, 90; Plin. NH XIV 12, 88; Prop. IV 7, 34). До сих пор не было предложено удовлетворительного объяснения этого ритуала, как и гомеровского обычая хранить кости в жире и вине. Несомненно, таким способом передавалась жизненная жидкость. Гораций противопоставляет богача бедняку как unctus и siccus (умащённого и сухого). Чтобы восстановить «сок», которого лишился умерший, использовался не только маслянистый сок оливы, но и мирра, благовонная смола (tus) и другие «выделения», «слёзы» и «пот» растений. На девятый день после похорон совершались жертвоприношения, и на могиле устраивался пир, разбрызгивалось вино (Fest. s.v. vinum resparsum). Блюмнер описывает «отверстие для вливания жидкого приношения умершим»; в других местах (например, на древнем кладбище, расположенном на существенной глубине под форумом возле позднейшего храма Фаустины) сохранились трубообразные тоннели, проводившие жидкость к останкам умерших.

Откуда такая потребность в воде у умерших? Для людей, как и для растений, жизнь заключается в воде. Каким образом умершие могут получить жизнь, если не из воды? Этот вопрос задан и ответ на него получен в «Путешествии Иштар по загробному царству», по «стране безвозвратного». Богиня проходит через семь ворот, претерпевая судьбу умерших, её удерживает богиня подземного мира Эрешкигаль, но, наконец, другие божества являются и принуждают Эрешкигаль отпустить Иштар, вернуть её в мир живых. Царица приказывает своему слуге Намтару: «Вылей на богиню Иштар воду жизни и отошли её прочь». На Иштар выливают воду, и богиня возвращается
к жизни.

Адский огонь — это крайнее состояние смерти, полное высушивание. Огню противостоит вода жизни, принадлежащая Богу (Пс. 36, 9), исходящая из его престола (Ап. 22, 1, 17). Посмертный суд наделит праведника водой-жизнью, а на долю грешников выпадет «озеро, горящее огнём и серой, вторая смерть» (Ап. 21, 6-9; ср. 20, 14 сл.; 7, 17).