26 июля 2023

Мужское "оружие".

Спросишь, зачем у меня откровенная часть без покрова?
Знай, ни к чему богам прятать оружие их.
Молнию всю достал владыка мира наружу,
весь у бога морских гладей трезубец торчит.
Не заключает копьё Паллада в тёплое лоно,
Марс не станет меч, коим гордится, скрывать.
Разве стыдится Феб стрелу казать золотую?
или Диана тул свой от кого-то таит?
Разве хоронит Алкид суковатой палицы комель?
или крылатый бог держит за пазухой трость?
Кто же тонкий жезл у Вакха найдёт под покровом?
Кто же тебя со свещой сыщет сокрытой, Амор?
Нет преступления в том, что хрен мой всё время наружу,—
это — моё, без него я безоружен совсем.

Молнии есть у тебя, Юпитер; трезубец — Нептунов;
Марс владеет мечом; носит Минерва копьё;
Либер жезлом витым сражения разжигает;
Аполлонова длань вдаль устремляет стрелу;
с палицей Геркулес в деснице непобедимый,—
хрен торчком придаёт мне угрожающий вид.

Из Книги Приапа (Carmina Priapea).
Перевод с латинского Максима Амелина.

хрен торчком, страшно аж жуть

Энколпий: — Вели­кие боги, вос­ста­но­вив­шие все мои силы! Да, Мер­ку­рий, кото­рый сопро­вож­да­ет в Аид и выво­дит оттуда души людей [1], по мило­сти сво­ей воз­вра­тил мне то, что было отня­то у меня гнев­ной рукой. Теперь ты лег­ко можешь убедить­ся, что я взыс­кан щед­рее Про­те­си­лая [2] и любо­го из геро­ев древ­но­сти.

С эти­ми сло­ва­ми я задрал квер­ху туни­ку и пока­зал себя Эвмол­пу во все­ору­жии.

Сна­ча­ла он даже ужас­нул­ся, а потом, желая окон­ча­тель­но убедить­ся, обе­и­ми рука­ми ощу­пал дар бла­го­да­ти…

Из книги «Сатирикон» Петрония Арбитра.  

---------------------------------------------------------------------

[1] Гер­мес-Пси­хо­помп приводит души умерших людей к лодоч­ни­ку Харо­ну.

[2] Про­те­си­лай, пре­крас­ный герой, уби­тый во вре­мя высад­ки гре­ков в Трое. Был вос­кре­шён на три часа по прось­бе жены, кото­рая затем умер­ла в его объ­я­ти­ях.

О культе Приапа.

Вот интересно: "Приап оказался относительно поздним приобретением античного религиозного сознания. Обширные доказательства существования этого культа сохранились в Древнем Риме, начиная лишь с эпохи Августина [1], в греческих же государствах его культ не обнаруживается до времени Македонского господства ("Ed. Trip, The Meridian Handbook of Classical Mythology, p.497.). Это должно, вероятно, означать, что в античном психорелигиозном сознании произошёл своего рода сдвиг, который и создал потребность в том, в чём раньше не было необходимости, а именно, потребность в образе бога с невероятно большим фаллосом" (цит. по: Джеймс Уайли. "В поисках фаллоса: Приап и Инфляция Мужского").

То есть, можно сказать, что появление культа Приапа в Древней Греции совпало с образованием Македонской империи, обширного царства македонского царя Александра Великого и его преемников, диадохов, а в Древнем Риме  появление культа фаллоса совпало с установлением государственного культа гения римского императора.

Таким образом, культ Приапа является бессознательной проекцией мужской авторитарной власти. Культ фаллоса = культ силы. Не только и не столько  грубой физической силы, сколько силы финансовой, сосредоточенной в руках патриархальной элиты. 

Приап, взвешивающий свой фаллос кошельком. Фреска из дома Веттиев в Помпеях (VI. 15. 1).

По одной из версий, Александр Македонский умер просто потому, что обожрался и опился. Он же мнил себя богом, и хлебал вина безмерно, как Силен, вечно пьяный воспитатель Диониса. В Древнем Риме консул Лукулл угощал своих гостей блюдом из соловьиных язычков, и, поговаивают даже о блюде из языков павлинов. 

В общем, всё по Пушкину:

«Всё моё», — сказало злато;
«Всё моё», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато;
«Всё возьму», — сказал булат.

Можно ещё добавить: "всех поимею!" Вот он и культ Приапа в действии. Остаётся лишь добавить, что у фаллоса нет ни глаз, чтобы видеть, ни мозгов, чтобы думать. 

---------------------------------------------------------------------------

[1] Здесь, очевидно, ошибка переводчика. Никакой такой "эпохи Августина" в Древнем Риме не было. Авре́лий Августи́н Иппо́нийский, также известный как Блаже́нный Августи́н, — христианский богослов, человек не столь высокого ранга, чтобы по его имени называлась эпоха. Жил он в Северной Африке в первой половине V века, когда Рим уже был разграблен вестготами Алариха и римская история по сути кончилась. Другое дело — римский император Октавиан Август, правление которого (31 г. до н. э.—14 г. н. э.) действительно составило выдающуюся эпоху в римской истории.

О прорицаниях и прорицалищах в Древней Греции.

Е. В. Приходько в своей монографии "Двойное сокровище" (М.: «Прогресс-Традиция», 1999) рассматривает феномен прорицаний в Древней Греции.

Как известно, самый знаменитый оракул находился в Дельфах, где Аполлон победил сторожившего оракул змея Пифона и овладел древним вещим духом Земли. Следовательно, надо полагать, и все пророчества происходили от духов Земли. То есть, оракулы и прорицалища были связаны с культом мёртвых (или с культом предков, что то же самое). 

За прорицаниями обращались также к оракулу мёртвых в Феспротии, оракулу Трофония в Лебадии и в прорицалища других обожествлённых героев: Амфиарая в Opoпe (в Беотии, Центр. Греция), Мопса в Киликии, Асклепия в Эпидавре, Калханта в Давнии (Италия), Тиресия в Орхомене в Беотии, где, как правило, вопрошавший проводил ночь в храме (нередко в шкуре (или на шкуре) жертвенного животного, например чёрного барана в прорицалище Калханта) и во сне получал откровение и исцеление.

Что касается Аполлона, то он принёс с собой экстаз из Малой Азии, где ещё до колонизации Ионии существовали знаменитые оракулы Аполлона с экстатическим прорицательством: в Кларосе близ Колофона, у Бранхидов возле Милета и в Патарах в Ликии. Причём в последнем жрица, которую запирали в храме ради мистического союза с богом (Hdt. I 182), считалась одновременно и его медиумом, и его невестой, какой должна была стать, по мнению Доддса, и Кассандра.

Очевидно, прорицания были связаны с одержимостью духами Земли. В большей части инспирации, по мнению Хофнера,человек теряет своё самосознание, он произносит слова, не осознавая их смысла, поскольку говорящим является сам бог, использующий органы речи одержимого. Человек становится медиумом, инструментом бога; при этом он обычно ощущает вторжение бога и утрату самосознания как насилие и муку, и его индивидуальность исчезает, уступая богу лишь после сильного сопротивления. Тогда одержимый дрожит, пена выступает у него на губах, судороги сотрясают его тело, он неистовствует, и катается по земле, вращает глазами, топорщит волосы, и скрипит зубами, являя сквозь стоны, вопли, нечленораздельные крики или шёпот пророчествующий голос божества.

А схолия к «Плутосу» Аристофана рассказывает о безумной одержимости жрицы Дельфийского оракула: «Была же Пифия женщиной, которая, как говорят, сидя на треножнике Аполлона и широко расставив бёдра, принимала через женские органы поднимающееся снизу зловредное дыхание и, исполнившись таким образом безумия (μανίας), распустив волосы, изрыгая изо рта пену и во всём остальном ведя себя так, как обычно поступают исступлённые (oí μαινόμενοι), возвещала речи скорее не пророчества, а безумия (τα της μαντείας η μάλλον μανίας ... ρήματα)» (Schol. Plut. 39).