25 декабря 2022

Раба любви.

Катерина Какури в роли Ио в спектакле «Прикованный Прометей». Древний театр Дельф. Дельфийские фестивали, 1930 год. Фото: Неллис Суйоулцоглу.

Согласно наиболее распространённой версии мифа, Ио была дочерью Инаха, речного бога и предка царей Аргоса. Зевс овладел ею, превратившись в облако. Чтобы скрыть эту связь от своей ревнивой жены Геры, Зевс превратил Ио в корову. Гера заставила мужа подарить животное ей и приставила к корове неусыпного стража Аргуса; когда последнего убил посланец Зевса Гермес, богиня наслала на Ио чудовищного овода, долго гнавшего её по землям Европы, Азии и Африки.

Вот такая она, любовь... Где любовь, там "страсти" (из праслав. *strastь «страдание»). Где нет "страстей", там и нет любви. 

Чатал-Хююк как некрополь.

"На восточной окраине в неолитическом городе Чатал-Хююк археологи обнаружили особое религиозное сооружение площадью около 30 м², пишет Arkeonews. В недавно открытом здании есть алтарная зона, скамейки, украшенные бычьими головами, узкие входы, настенные росписи и рельефы.

«Это сооружение похоже на храмовые постройки, которые были открыты в первый период раскопок, но относится к более позднему периоду. Оно показывает, что религиозная традиция сохранялась, хотя город к тому времени уже был в запустении. Особенность, которая отличает это здание от жилых построек, заключается в том, что оно не содержит никаких элементов, связанных с бытовым использованием. Есть только очаг, но и он находится не там, где обычно располагался в жилых домах. Примечательно также, что с обеих сторон есть узкий вход, в который можно пройти, только пригнувшись», — говорит профессор Аркадиуш Марчиняк (Источник).

Несколько лет назад я говорил, что Чатал-Хююк напоминает мне некрополь, "город мёртвых". Предчувствия меня не обманули. Как мы видим, там действительно имелись помещения, где люди не жили.

В заметке говорится, что это было на позднем этапе, когда город был в запустении. Значит, надо полагать, люди жили где-то рядом, а город использовали как кладбище? Интересно, когда это началось и как долго продолжалось?  

Реконструкция типичного дома из Чатал-Хююка
 
Погребение в Чатал-Хююке

К вопросу о коллективном бессознательном.

Бронзовая обетная статуэтка обнажённого мужчины, Кавказ, 8-й-6-й век до нашей эры.

Голливудская "звезда" Натали Вуд (Наталья Николаевна Захаренко) обезьянничает.

Ритуальная повозка.

Бронзовая модель повозки шумерского типа из древнего Эмеса (Хомс), Сирия. 2500—2250 гг. до н.э.

Интересно, почему такая форма у передней стенки повозки?


Она напоминает мне форму т. наз "рогов освящения" (Horns of Consecration) крито-минойской культуры. На Крите рога священного быка размещались на крышах зданий и святилищ, на гробницах и могилах как признаки святости структуры.


 Вот, например, крито-минойское святилище, украшенное бычьими рогами.

А здесь мы видим "рога освящения" на голове богини.

Может быть, шумерская повозка была ритуальной? Тем более, что эти повозки тянули быки.

На нижеприведённой картинке мы видим современную реконструкцию.

Однако меня терзают смутные сомнения. Ослы в военном деле абсолютно непригодны, да и сама форма телеги далека от классических колесниц древнеегипетского типа. К тому же, колесницы появились позднее. Древнейшие известные колесницы были найдены в захоронениях синташтинской культуры на территории современной Челябинской области, Россия, датируемые примерно 2000 годом до нашей эры.

Так что, скорее всего, перед нами ритуальная повозка. Кого или что на ней перевозили, остаётся лишь гадать.

Мин и Минос.

"Один из древнейших египетских богов Мин изображался в виде человека с бородой и подчёркнутым половым признаком", - говорит Ариэль Голан. "Правая рука Мина развёрнута вверх, левая — на египетских фресках обычно не изображается, но на статуях она обхватывает фаллос у основания, полностью оттягивая плоть с головки члена, которая в результате выглядит как обрезанная", - добавляет Википедия

"Поза Амона однозначно говорит о том, что он даёт клятву", - говорит a_kudryavets и приводит соответствующие доказательства (см.: Кто такой Аминь и почему до сих пор его знают по всему миру). 

По сообщению А. Голана, Мин персонифицировался в обличье быка. Эмблемой Мина было изображение луны; его святилище называлось "домом луны". 

Мин или Мен был в древности богом луны не только в Египте, но также в Месопотамии и Малой Азии.

С именем Мен, Мин, несомненно, родственно слово, обозначающее луну или месяц в ряде индоевропейских языков: латышское mensis, греческое mens, праиндоевропейская форма *mes, mens.

У египтян с Мином отждествлялся Амон, в имени которого звучит то же m.n. Кроме того, имя египетского Мина совпадает с именем мифического критского царя Миноса (если отбросить -ос, обычное греческое окончание); в связи с этим уместно отметить, что в греческой мифологии Минос — один из судей в загробном мире.