28 марта 2023

Размышлизмы об образе "Матери-Земли".

Вчера меня осенило: "Мать-Земля" — это религиоведческий фантом, который не наполнен никаким реальным содержанием. Я не могу сказать, когда именно возник этот фантом, но, кажется, он появился в эпоху Просвещения, в кабинетах учёных. Если же брать народную "хрестьянскую" среду дореволюционной России, то, как показал Георгий Федотов, за этим фантомом кроется образ Богородицы.

Далее, что касается язычников. Не современных неоязычников, у которых "каша" в голове, а древних, аутентичных язычников. Кардинал Оливер Схоластикус, епископ Падерборна, в своём описании Святой Земли, написанном около 1220 года, так отзывается о балтских язычниках: “Они почитают лесных нимф, лесных богинь, духов гор, низменностей, вод, духов полей и лесных духов. Они ожидают божественной помощи от девственных лесов, в которых поклоняются родникам и деревьям, курганам и холмам, крутым камням и горным склонам — всему тому, что якобы наделяло человечество силой и могуществом». 

Вот здесь мы видим реальное содержание, - это духи гор, духи полей и лесные духи. С ними можно иметь дело, с ними можно вступить в контакт, с ними связаны ИСС, одержимость, пророчество, исцеления и все те сверхъестественные способности, которые проявляются у "избранников духов".

Поклоняться абстрактному образу "Матери-Земли" — занятие пустое. И совсем другое дело — почитание лесных нимф. Образ "Матери-Земли" без нимф и сатиров — это всё равно как христианство без Иисуса Христа.

Пожалуй, есть лишь один путь "посвящения" в языческую духовность для современных людей, оторванных от Традиции. Этот путь связан с постижением таких феноменов, как НЛО, круги на полях (crop circles), полтергейст. Как показал американский уфолог и журналист Джон Киль в своём исследовании "НЛО: Операция «Троянский конь»", за всем этим стоят вовсе не инопланетяне, а духи лесов, полей и гор.


М. М. Ковалевский о древнесемитском матриархате.

По свидетельству М. М. Ковалевского,

Слово «batn», которым y арабов обозначается как семья, так и gens [род], значит, собственно говоря, женская грудь, или, вернее, утроба. Людей, находящихся между собой в родстве, называют «sabawahferut», τ. e. «люди, вышедшие из одной утробы». Члены одной и той же семьи называются «sе́natotoan» , — сосавшие одно молоко, от слова «toto» — молоко. Ещё одна не менее любопытная подробность: многие арабские племена, упоминаемые Абул-Федой, обозначаются женским именем; например Banu-Chindif — потомки Сhindif, женщины, a не потомки Ilhas (её мужа).

Переходя κ доказательствам, взятым недосредственно из законов, мы можем указать на то, что арабский ребёнок наследует общественное положение матери, a не отца, как это было бы, если бы власть отца признавалась всё время, с самого начала. Поэтому сын свободного человека и рабыни принадлежит владельцу этой рабыни. Более того: они по-прежнему не одобряют браков между родственниками, считая что дети от них рождаются слабые и болезненные, a между тем выход замуж за брата отца не запрещается, из чего можно заключить, что в эпоху возникновения этих обычаев такой дядя по отцу не считался родственником. Таким образом, этот обычай может быть объяснён только существованием системы родства по матери.

Таковы факты, свидетельствующие ο том, что y арабов первобытной формой организации семьи был матриархат.

Аналогичные явления наблюдаются и в древнееврейском обществе. Фентон рядом цитат из Книги бытия и других книг ветхого завета доказывает, что общественное положение детей y израильтян определялось положением их матери. Наследство делилось только между единоутробными братьями, вследствие чего Иевфай был устранён от дележа сыновьями жены Галаадовой как брат единокровный. Претендент Авимелех, сын служанки, восставая против своих единокровных братьев, счёл нужным соединиться co своими родственниками по матери [1].

He менее убедительным доказательством является то место из книги Судей (VIII, 19), из которого видно, что кровная месть была обязанностью родственников по матери.

Да, и сюда нужно ещё присовокупить Иакова, который приобрёл своих жён многолетней работой в хозяйстве Лавана. По сути, такой же обычай практиковался у народов Крайнего Севера.  У чукчей эта форма называлась: "пастушество за жену", и отработка жениха на семью невесты продолжалась 2 - 3 года. По утверждению Богораза, жених вставал раньше всех в семье невесты и позже всех ложился: он выполнял всю домашнюю работу, носил тяжести (в том числе тянул нагруженные нарты), а большую часть времени пас стадо. При этом потенциальный муж должен был во всём угождать родственникам будущей жены. Принимая во внимание вспыльчивый чукотский характер, это удавалось далеко не всегда. В наказание юношу могли выгнать на улицу и лишить пищи. Впрочем, если жених уже в течение первых месяцев показывал себя с хорошей стороны, отец невесты обязательно смягчал ему условия пребывания. Само проживание жениха в доме у тестя и тёщи никак не вяжется с патриархатом, - и какой ты нах "патриарх", если должен угождать родственникам жены?! Патриарх - это древнегреческий бог Аид, похищающий Персефону. Патриархи - это древние римляне, похищающие сабинянок. Патриарх - это древнерусский князь Владимир, насилующий Рогнеду на глазах у её родителей (Источник).

-----------------------------------------------------------------

[1] А. Бебель пишет ("Женщина и социализм"): "Материнская линия следует также из Моисея, книга четвёртая, 32, 41. Там говорится, что у Иаира был отец, происходивший из колена Иуды, но его мать была из колена Манассии, и Иаир прямо называется сыном Манассии и наследует в этом колене. Другой пример материнской линии у древних евреев находится в книге Неемии, 7, 63; там дети одного священника, взявшего свою жену из дочерей Верзеллия — еврейского клана,— называются детьми Верзеллия, то есть они называются не по отцу, а по матери.

Мир в архаическом мире.

"Война отнюдь не coстaвляла в первобытную эпоху постоянного явления. Изначальность войны и военного способа разрешения междуплеменных столкновений является в настоящее время [1939 год] одним из тезисов фашистской лженауки. Ha самом деле война в истории человеческого общества развивается сравнительно поздно, лишь на определённой ступени развития производительных сил, в виде войны-грабежа. Β раннюю же эпоху нет ни поводов, ни объектов для войны и завоевания, междуплеменные столкновения редки и разрешаются они скорей в мирно-дружественном порядке" (М. О. Косвен). 

Да, я думаю, за один лишь XX век на полях Европы появилось больше костей людей, убитых в войнах, чем за всю многотысячелетнюю эпоху неолита. Поэтому мне всегда представляются смешными заявления некоторых историков о "неолитическом насилии в европейской перспективе".

 

Для сравнения: от рук человеческих за 75 лет, с 1914 по 1991 год, погибло 187 миллионов человек или 10% населения 1900 года. По другим данным, за весь ХХ век насильственной смертью умерло 231 миллион человек, включая около 44 миллионов в войнах (Источник).