28 марта 2023

М. М. Ковалевский о древнесемитском матриархате.

По свидетельству М. М. Ковалевского,

Слово «batn», которым y арабов обозначается как семья, так и gens [род], значит, собственно говоря, женская грудь, или, вернее, утроба. Людей, находящихся между собой в родстве, называют «sabawahferut», τ. e. «люди, вышедшие из одной утробы». Члены одной и той же семьи называются «sе́natotoan» , — сосавшие одно молоко, от слова «toto» — молоко. Ещё одна не менее любопытная подробность: многие арабские племена, упоминаемые Абул-Федой, обозначаются женским именем; например Banu-Chindif — потомки Сhindif, женщины, a не потомки Ilhas (её мужа).

Переходя κ доказательствам, взятым недосредственно из законов, мы можем указать на то, что арабский ребёнок наследует общественное положение матери, a не отца, как это было бы, если бы власть отца признавалась всё время, с самого начала. Поэтому сын свободного человека и рабыни принадлежит владельцу этой рабыни. Более того: они по-прежнему не одобряют браков между родственниками, считая что дети от них рождаются слабые и болезненные, a между тем выход замуж за брата отца не запрещается, из чего можно заключить, что в эпоху возникновения этих обычаев такой дядя по отцу не считался родственником. Таким образом, этот обычай может быть объяснён только существованием системы родства по матери.

Таковы факты, свидетельствующие ο том, что y арабов первобытной формой организации семьи был матриархат.

Аналогичные явления наблюдаются и в древнееврейском обществе. Фентон рядом цитат из Книги бытия и других книг ветхого завета доказывает, что общественное положение детей y израильтян определялось положением их матери. Наследство делилось только между единоутробными братьями, вследствие чего Иевфай был устранён от дележа сыновьями жены Галаадовой как брат единокровный. Претендент Авимелех, сын служанки, восставая против своих единокровных братьев, счёл нужным соединиться co своими родственниками по матери [1].

He менее убедительным доказательством является то место из книги Судей (VIII, 19), из которого видно, что кровная месть была обязанностью родственников по матери.

Да, и сюда нужно ещё присовокупить Иакова, который приобрёл своих жён многолетней работой в хозяйстве Лавана. По сути, такой же обычай практиковался у народов Крайнего Севера.  У чукчей эта форма называлась: "пастушество за жену", и отработка жениха на семью невесты продолжалась 2 - 3 года. По утверждению Богораза, жених вставал раньше всех в семье невесты и позже всех ложился: он выполнял всю домашнюю работу, носил тяжести (в том числе тянул нагруженные нарты), а большую часть времени пас стадо. При этом потенциальный муж должен был во всём угождать родственникам будущей жены. Принимая во внимание вспыльчивый чукотский характер, это удавалось далеко не всегда. В наказание юношу могли выгнать на улицу и лишить пищи. Впрочем, если жених уже в течение первых месяцев показывал себя с хорошей стороны, отец невесты обязательно смягчал ему условия пребывания. Само проживание жениха в доме у тестя и тёщи никак не вяжется с патриархатом, - и какой ты нах "патриарх", если должен угождать родственникам жены?! Патриарх - это древнегреческий бог Аид, похищающий Персефону. Патриархи - это древние римляне, похищающие сабинянок. Патриарх - это древнерусский князь Владимир, насилующий Рогнеду на глазах у её родителей (Источник).

-----------------------------------------------------------------

[1] А. Бебель пишет ("Женщина и социализм"): "Материнская линия следует также из Моисея, книга четвёртая, 32, 41. Там говорится, что у Иаира был отец, происходивший из колена Иуды, но его мать была из колена Манассии, и Иаир прямо называется сыном Манассии и наследует в этом колене. Другой пример материнской линии у древних евреев находится в книге Неемии, 7, 63; там дети одного священника, взявшего свою жену из дочерей Верзеллия — еврейского клана,— называются детьми Верзеллия, то есть они называются не по отцу, а по матери.

Комментариев нет:

Отправить комментарий