"Яблонский [1] в своем труде «Pantheon Aegyptiorum» небезосновательно отмечает следующее весьма примечательное явление: в том, что касается религиозного культа и народного почитания, Исида решительно превосходит Осириса. Впоследствии это обстоятельство вновь обнаружится при распространении нильской религии по территории Римской империи. Ему отдаст должное и Плутарх, когда, вслед за Геродотом (История, II, 42) и Филаргиром (Комментарий к «Георгикам, III, 153), признавая преимущественное право матери перед сыном, озаглавит своё знаменитое сочинение «Об Исиде и Осирисе», а не наоборот — «Об Осирисе и Исиде» [2]. С этим обстоятельством согласуется и ещё одно явление. Надпись на стеле Исиды, о которой сообщает Диодор (Историческая библиотека, I, 27), гласит: «Я Исида, царица всей страны. — Я сестра и супруга царя Осириса. — Я мать царя Гора». Напротив, Осирис на своей стеле нигде не назван отцом Гора, а на многочисленных произведениях изобразительного искусства мы никогда не увидим сына Исиды вместе с Осирисом, но всегда только рядом с матерью: в образе младенца, приникшего к материнской груди" (Цит. по: Бахофен И. Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с её религиозной и правовой природой. В трёх томах. Т. II. — СПб:. Издательский проект "Quadrivium". 2019. С. 51,52).
-----------------------------------------------------------
[1] Пауль Эрнст Яблонский (1693-1757) — немецкий протестантский богослов и ориенталист.
[2] Бунзен, который в своём труде «Место Египта во всемирной истории» о происхождении и значении имени Осириса (I, 494; VI, 10) высказывается следующим образом: «Прочитанное по иероглифам, имя Осирис значит Hes-Iri, то есть, "око Исиды". Однако такое прочтение означало бы, что верховный бог, сама направляющая идея духа всех египетских божеств, был назван в честь Исиды, то есть, имеет её своей предпосылкой, ибо та не может быть ничем иным, как только женским дополнением его личности — вещь несуразная и неслыханная». Отвечу ему, что не вижу здесь ничего несуразного — напротив, природе религии Нила может соответствовать лишь примат женского материального принципа, о чём свидетельствует уже само заглавие «Περί Ίσιδως και Όσίριδος» [«Об Исиде и Осирисе»], и тот факт, что посвящению в таинства Исиды должно было предшествовать посвящение в мистерии Осириса (Апулей, Метаморфозы, XI, 27).