31 декабря 2021

О "кровавой" гинекократии Иоганна Бахофена.

Иоганн Бахофен, в своём исследовании матриархата, опирается исключительно на древнегреческую мифологию. На патриархальную древнегреческую мифологию. В которой, например, Геракл выступает непримиримым противником женского господства, неустанным борцом с амазонством и потому μισογύνης [1]. В жертвоприношениях ему не участвует и именем его не клянётся ни одна женщина, а сам он, в конце концов, умирает от яда, которым жена пропитала его хитон.

Исследовать древнейший матриархат пеласгов по позднейшей патриархальной мифологии греков — это всё равно, что изучать "старорежимную" царскую Россию по новым советским учебникам. Ничего хорошего при царях не было, люди жили в беспросветной тьме и мёрли, как мухи, от холода и голода, и только при Сталине "жить стало лучше, жить стало веселее".

Поэтому у Бахофена матриархат выглядит отвратительным. Кровавые лемнийские женщины, убившие своих мужей, у него сменяются не менее кровожадными амазонками, после чего он приступает к описанию кровавой свадьбы дочерей Даная... Всё выглядит очень мрачно, прямо как в царской России по сталинским учебникам истории.

Несомненно, кровь там лилась, но кровопролитие имело место быть лишь в переходный период, при вторжении в Элладу греков-ахейцев. 

Александр Дейнека. Бой амазонок, 1947, ГТГ

При этом происходила борьба за власть, и именно эта борьба отразилась в легендах про амазонок. А что было в Элладе до прихода туда ахейцев, греческая мифология о том не помнит. Поэтому собственно матриархата она не знает. Ей лишь известна борьба со "старым режимом" да старорежимные пережитки.

По этой аналогии можно, например, построить и представление о Третьем рейхе, если взять последние годы его существования. Массовая гибель людей в концлагерях, тотальная мобилизация, военщина и кровь, кровь, кровь... Но ведь до начала второй мировой войны была и другая Германия. Германия вполне добропорядочных бюргеров с пивом и сосисками.


Точно так же обстояло дело и в догреческой Элладе. Там, до вторжения ахейцев, была совсем другая жизнь. Эту жизнь раскопал в XX веке Артур Эванс, а в XIX веке об этой жизни никто ничего не знал. Думали, что греки всегда жили в Элладе. И Бахофен тоже так думал. Очевидно, он считал гинекократию и амазонство архаичными формами древнегреческого социума, а это вовсе не так. Носители матриархальной культуры и по крови, и по языку были иными, чуждыми грекам племенами, которых они называли пеласгами.

  -------------------------------------------------------

[1] Женоненавистником (др.-греч.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий