12 июля 2025

Про дольмены Западного Кавказа.

(По материалам Михаила Кудина Мегалитическая архитектура Кавказа). 

Фото дольмена Бжеф-1 Н.Г. Ловпаче.

Здесь хорошо видна площадка-"прихожая" перед фасадом дольмена. Очевидно, на этой площадке в древности проводились какие-то ритуальные собрания. Может быть, при этом открывалась "пробка" дольмена, чтобы умершие могли соучаствовать в собрании.

Возможная реконструкция обряда.

Картина напоминает поминальный обед на могиле из коми-пермяцкого села Большая Коча.

Источник картинки.

Иногда перед фасадами дольменов можно увидеть каменные чаши. 

Чаша группы дольменов Нежигутам. Фото 1990г.

Михаил Кудин говорит, что "падающая в них небесная (= дождевая) вода обладала целительными и чудесными свойствами, как сказочная живая вода. И использовали её для магии и целительства".

А как тогда объяснить нахождение чаши внутри мегалитической гробницы Ньюгрейдж в Ирландии? Там ведь дожди не идут.


Подобная чаша была обнаружена и во внутреннем помещении кургана Ноут (см.: К вопросу о функциональном предназначении Кносского "дворца").

Догадка о "живой" воде верна. Но есть ещё и "мёртвая" вода, которая используется, например, в колдовских практиках. Расположение чаши рядом с дольменом (или непосредственно внутри гробницы), поблизости от покойников, намекает скорее на "мёртвую" воду.

Интересная информация о форме входных отверстий у дольменов.
"На первый, беглый взгляд они круглые. Но это далеко не всегда так. По настоящему круглых отверстий не так уж много. Подсчётами не занимался, но думаю, что процентов 20. Большинство отверстий овальные, причём ширина этого овала больше чем высота. Часто совсем не намного, например: 32см х 38см, 35см х 40см и не бросается в глаза.
Почему такая форма? Я предполагаю, что для удобства пролаза внутрь камеры. Почему отверстия при этом делались такими узкими? В этом тоже был свой смысл. Как ритуальный (протискиваться нужно было с трудом), а возможно ещё и практический - увеличение размера отверстия приводило к увеличению размера закрывавшей его втулки, которую и так не просто было вынимать и устанавливать на место.
По северную сторону Главного Кавказского хребта, очень часто встречаются памятники с аркообразными отверстиями, напоминающие устье русской печки. При этом их ширина также больше высоты. Особенно много таких дольменов на Богатырской дороге, в дольменном макроансамбле Кизинка. Отдельные памятники с аркообразными отверстиями встречаются и на Черноморском побережье".

Дольмен с аркообразным отверстием. Дольменный ансамбль Хаджох.

Тут на ум приходит цитата из книги Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все»: «Если я что-нибудь в чём-нибудь понимаю, то дыра — это нора, а нора — это Кролик, а Кролик — это подходящая компания».


Я полагаю, отверстия такой формы и такого размера делались специально для того, чтобы можно было пролезть внутрь дольмена. 

Как отмечает Мирча Элиаде, шаман отличается от других колдунов и знахарей тем, что он использует особое состояние сознания, которое приобретается через индивидуальный экстатический опыт. Впрочем, "не всякий человек, впадающий в экстаз, может быть назван шаманом; для шамана характерен транс, в котором его душа покидает тело и нисходит в Преисподнюю" (цит. по: Магический кристалл. - М., 1992. С.429). Шаман - это путешественник в Преисподний мир. Почти каждый шаман знает особое отверстие или вход в Преисподний мир, причём этот вход существует как в ординарной, так и в неординарной реальности. М. Харнер в своей книге "Путь шамана" рассказывает, что индейцы племени конибо учили его попадать в Преисподний мир, проникая в землю по корням гигантского дерева катахуа. "Когда мы с моими друзьями из племени конибо находились в шаманическом (т. е. изменённом) состоянии сознания, - пишет М. Харнер, - эти корни превращались для нас в чёрных змей, и мы соскальзывали по их туловищам вниз и оказывались в стране лесов, рек и озёр и каких-то удивительных городов, где было светло как днём". Как правило, входом в Преисподний мир является дупло какого-нибудь дерева, либо пещера, постепенно переходящая в туннель (или узкий коридор), по которому шаман продвигается до выхода, за которым открывается восхитительный, ярко освещённый ландшафт. Находясь в изменённом состоянии сознания, шаман обычно испытывает невыразимую радость от всего, что видит там, и благоговейный восторг перед теми таинственными мирами, которые открываются перед ним.

Так почему бы не представить отверстие в дольмене как "вход" в Преисподний мир?

Для сравнения, можно вспомнить о "воздушном" захоронении шаманов в арангасах, и что существовал достаточно строгий ритуал перезахоронения шаманов. Особенно великих. Непрерывное существование таких "мавзолеев" требовались для посвящения шаманов. Где-то я читал, что духи иногда приводят страдающего "шаманской болезнью" на могилу умершего шамана, и там-то и происходит рождение "новопреставленного" шамана. А если вспомнить под этим углом зрения описание "избушки на курьих ножках" и "бабы яги — костяной ноги'', у которой "нос в потолок врос", пред нами предстанет самое настоящее воздушное погребение. Об этом хорошо написано у Владимира Проппа в его монографии "Исторические корни волшебной сказки". То есть, избушка на курьих ножках, в которой находится Баба-Яга, это, фактически, гроб. И Иван-Царевич проникает в Преисподний мир ("Тридевятое царство, Кощеево государство") никак иначе как только через избушку Бабы-Яги. 

Можно сделать предположение, что и среди носителей культуры дольменов имелись свои "иваны", которые совершали подобные путешествия. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий