09 июля 2022

О поселении ЛЛК в Эльслоо.

Группа учёных из Нидерландов исследовала останки и погребальный инвентарь из захоронений в Эльслоо на юге Лимбурга — самом крупном и древнем в Нидерландах, 5100—4950 годов до н. э., неолитическом кладбище. Изучать Эльслоо, относящееся к к культуре линейно-ленточной керамики 5500—4000 годов до н. э., начали в конце 1950-х годов, но с современными методами на старом материале возможны новые открытия.


Хотя обычно культура линейно-ленточной керамики характеризуется обрядом трупоположения, в части могил в Эльслоо захоронены останки после трупосожжения. Обычно разные обряды похорон указывают на культурную или религиозную неоднородность населения.

Нот и по кремированным останкам учёным удалось определить пол и возраст некоторых умерших и сравнить эти данные с погребальным инвентарём. Наконечники стрел и топоры, которые ранее приписывали мужчинам, часто встречаются в женских могилах. Это противоречит тому, что похоронный инвентарь — личное имущество и связан с жизнью и полом умершего. Исследователи считают, что инвентарь не так уж зависит от пола.

Могилы пожилых людей, особенно женщин, были самыми богатыми, что говорит о связанном с возрастом статусе. Результат исследования не очень ясен. То ли инвентарь распределяли, не глядя на пол умершего, то ли мы не неправильно понимаем распределение гендерных ролей в неолите.

Можно было бы предположить, что женщины, в могилах которых находились топоры и наконечники стрел, были воительницами или охотницами. Но для погребений в Эльслоо это маловероятно. Воинов (и мужчин, и женщин) определяют не только по наличию в могиле оружия, но и по характерным прижизненным травмам — и тут у женщин их нет. 

Почти все детали погребального инвентаря интенсивно использовались до того, как попали в могилу. И это тоже не зависит от пола и возраста умершего. Судя по всему, это обычная бытовая утварь, возможно, принадлежавшая родственникам умершего, которые и собирали погребальные дары из предметов своего обихода.

---------------------------------------------------------------------

На мой взгляд, мы здесь имеем ещё одно косвенное подтверждение матрилокальности поселений носителей культуры ЛЛК. Если семейный уклад был матрилокальный, то наконечники стрел, топоры и прочий охотничий инвентарь хранился в доме жены и она, по праву хозяйки дома, могла распряжаться этим инвентарём. Соответственно, после смерти хозяйки, какая-то часть этого инвентаря попадала вместе с ней в могилу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий