Группа учёных из Нидерландов исследовала останки и погребальный инвентарь из захоронений в Эльслоо на юге Лимбурга — самом крупном и древнем в Нидерландах, 5100—4950 годов до н. э., неолитическом кладбище. Изучать Эльслоо, относящееся к к культуре линейно-ленточной керамики 5500—4000 годов до н. э., начали в конце 1950-х годов, но с современными методами на старом материале возможны новые открытия.
Хотя обычно культура линейно-ленточной керамики характеризуется обрядом трупоположения, в части могил в Эльслоо захоронены останки после трупосожжения. Обычно разные обряды похорон указывают на культурную или религиозную неоднородность населения.
Нот и по кремированным останкам учёным
удалось определить пол и возраст некоторых умерших и сравнить эти
данные с погребальным инвентарём. Наконечники стрел и топоры, которые
ранее приписывали мужчинам, часто встречаются в женских могилах. Это
противоречит тому, что похоронный инвентарь — личное имущество и связан с
жизнью и полом умершего. Исследователи считают, что инвентарь не так уж
зависит от пола.
Могилы пожилых людей, особенно женщин, были
самыми богатыми, что говорит о связанном с возрастом статусе. Результат исследования не
очень ясен. То ли инвентарь распределяли, не глядя на пол умершего, то
ли мы не неправильно понимаем распределение гендерных ролей в неолите.
Можно было бы предположить, что женщины, в могилах которых находились топоры и наконечники стрел, были воительницами или охотницами. Но для погребений в Эльслоо это маловероятно. Воинов (и мужчин, и женщин) определяют не только по наличию в могиле оружия, но и по характерным прижизненным травмам — и тут у женщин их нет.
Почти все детали погребального инвентаря интенсивно использовались до того, как попали в могилу. И это тоже не зависит от пола и возраста умершего. Судя по всему, это обычная бытовая утварь, возможно, принадлежавшая родственникам умершего, которые и собирали погребальные дары из предметов своего обихода.
---------------------------------------------------------------------
На мой взгляд, мы здесь имеем ещё одно косвенное подтверждение матрилокальности поселений носителей культуры ЛЛК. Если семейный уклад был матрилокальный, то наконечники стрел, топоры и прочий охотничий инвентарь хранился в доме жены и она, по праву хозяйки дома, могла распряжаться этим инвентарём. Соответственно, после смерти хозяйки, какая-то часть этого инвентаря попадала вместе с ней в могилу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий