Из монографии В. В. Леонтьева "Этнография и фольклор кереков" (Издательство "Наука", 1983 г.):
"Если у приморских чукчей и азиатских эскимосов были сложившиеся осёдлые поселения, то у кереков постоянных поселений не было, а имелись сезонные обжитые места: летние и зимние".Отсутствие постоянных поселений есть указание на глубокую архаичность образа жизни кереков, а где архаичность, там должен быть и матриархат.
В. В. Леонтьев полагает, что когда казак Семён Дежнёв совершил несколько промысловых походов за моржовой костью в устье р. Анадырь, он там встретился с кереками.
"Да прошлого ж 1652-го году на корге ходили мы в поход на коряцких людей, что оне от той корги жывут недалеко и на корху под нас тайно убойства для приходят и зверя морскова моржа промышляют для корму. И мы, яз, Семейка, с товарищы, на них ходили и дошли их 14 юрт в крепком острошке, и бог нам помог, тех людей разгромили всех и жен их и детей иных поимали. А сами оне ушли, и жен и детей лутчие мужыки увели, потому что оне люди многие, юрты у них большие: в одной юрте жывет семей по 10-ти" (Подлинные документы о плавании С. И. Дежнева. - В кн.: Русские арктические экспедиции XVII - XX вв. Л., 1964, с. 139).
Семён Дежнёв тут выставлен полным отморозком. Откуда ни возьмись, объявляется такой "хер с горы" на Чукотке и заявляет, что все моржи принадлежат только ему, а кто станет охотиться на его моржей, тому — кирдык и "секир башка". Это всё равно как если бы у меня в саду поселился какой-нибудь БОМЖ и объявил, что теперь он хозяин всех фруктов, а я — никто, и звать меня — никак.
Ну да ладно, это всё — "дала давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Тут надо обратить особое внимание на другое: кереки жили в больших юртах "семей по 10-ти". Это указание на "большие семьи", которые являются признаком родового общества. Родовое общество с большой долей вероятности является матриархальным обществом.
"В прошлом несколько поселений составляли родовые объединения. Так, например, наваринские кереки все были связаны тесным родством, имели свою территорию и свой диалект. То же самое можно сказать и о хатырских, или, точнее, опукинских кереках", - говорит В. В. Леонтьев.Родовые диалекты могут косвенно свидетельствовать о матрилокальных браках: когда много поколений людей живут на одном месте, тогда в их среде незаметно и постепенно вырабатывается особый стиль и в разговоре, и в поведении, и в одежде.
"Прежде, - писал Л. Н. Гондатти, - это племя было многочисленно, но от частых голодовок некоторые посёлки совершенно вымерли" (Гондатти Н. Л. Анадырские очерки. Хабаровск, 1897, с. 178). Голодовку керекам устроили американские китобои наряду с японскими рыболовами. Из-за хищнического истребления морской фауны, исчезли моржовые лежбища, а киты стали пугливыми. Кереки с их примитивной техникой морского промысла не в состоянии были добывать этих крупных животных.
Тяжёлые испытания пережили кереки, оказавшись между двух огней в промысловых войнах между чукчами и коряками. На них нападали и чукчи, и коряки, сжигали их жилища, убивали взрослых мужчин, а детей и женщин уводили в плен и использовали как рабов.
Два коряка в броне и с оружием, конец XIX века |
Спасаясь от воинственных чукчей, кереки находили убежище в пещерах отвесных скал, на островках. Но самый страшный урон нанесли керекам эпидемии конца XVIII - XIX веков, когда вымирали целые поселения.
"С помощью кереков Хатканы Екатерины и Турылькота К. А. нам удалось реконструировать состав жителей селения Гачгатагин (лагуна Лахтина) в бухте Угольной примерно в 1930 году.
Из приведённой схемы видно, что основу керекского селения составляла матриархальная семья: Улнавыт — женщина и её младшие братья Апыкуйа и Тан?омрын с жёнами и детьми. Главой всей этой семьи был не Арат, а его жена Улнавыт. На лето эта большая семейная община разбивалась на маленькие семьи. На зиму все снова собирались вместе и жили одной большой семьёй. Запасы рыбы, заготовленные малыми семьями, переходили в коллективную собственность и распоряжалась ими Улнавыт.
Главенство во всех вопросах семейной, хозяйственной и идеологической жизни в большой керекской семье принадлежало старшей женщине; в нашем примере — "старшей сестре" Улнавыт. Не случайно В. Г. Богораз отмечает, что "все старые женщины из племени кереков считаются очень искусными в колдовстве". Ведущая роль женщины в большой керекской семье нашла чёткое отражение и в фольклоре: герои сказок, прежде чем куда-либо пойти, спрашивают разрешение у бабушки-"ыллапил".
Родственные связи по материнской линии были очень крепкими и отчётливо сознавались родственниками; после смерти мужа женщина вместе с детьми снова возвращалась в род своей матери".
У кереков существовали экзогамные браки. В. В. Леонтьев говорит, что наваринские кереки предпочитали брать жён из рода опукинских, т. е. хатырских кереков.
"Как правило, родившегося сына кереки считали отцом матери, а если отец был жив, то её дедом или же каким-нибудь другим родственником по материнской линии. Когда же рождалась дочь, то отец её говорил, что вернулась "навмат" — свекровь, а мать дочери говорила, что вернулась её "ылла" — мать. Таким образом, кереки считали, что родившиеся дети — это их предки, которые снова вернулись к ним. Детям давали имена предков по материнской линии".
"Грудных детей хоронили в землянке, закапывая в дёрн под стеной жилища; при этом говорили "нахалаллани" — "прошёл мимо" (он или она), имея в виду кого-либо из предков, не пожелавшего вернуться к своим родным".
Интересной особенностью керекских шаманов было "самозакалывание" ножом во время камлания. Может быть, феномен Мирин Дажо был повторением тех шаманских трюков?
Два кургана — всё, что осталось от керекских землянок (Источник картинки).
Обильное травоцветье - характерный признак древнего поселения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий