В архаических патриархальных культурах, как правило, имелись т. наз. "мужские дома". Любопытно, что своего рода "женские дома" существовали в матриархальной Трипольской культуре.
"Наиболее полно исследована культовая постройка у с. Сабатиновка на Южном Буге", - пишет И. П. Русанова. - "Это прямоугольная постройка (площадью 70 м2) с глинобитными стенами, внутри которой выделяются три части. В первой части постройки почти не было находок, только перед узким входом была сделана каменная вымостка и лежал костяной антропоморфный амулет. Пол второй части постройки был покрыт обожжённой глиной и в центре стояла печь, рядом с ней сосуды, в том числе курильница, миниатюрные сосудики и миска с костями быка. Здесь же лежало пять зернотёрок и пять женских статуэток. В третьей части помещения был сделан алтарь - возвышение размерами 2,75 х 6 м, сделанный из 4-5 слоёв обожжённой глины на высоту до 50 см. Вдоль алтаря стояло 16 глиняных креслиц с "рогатыми" спинками, на которых сидели женские фигурки.
трипольская статуэтка на креслице с "рогатой" спинкой |
Рядом находилось большое глинобитное кресло с диаметром сиденья 1 м [Макаревич М. Л. Об идеологических представлениях у трипольских племён // ЗОАО. - Т. I (34). - Одесса. 1960, с. 290-301]. По реконструкции Т. Г. Мовши обряды здесь выполняли семь женщин: пятеро из них растирали зерно, шестая топила печь и седьмая, восседая на глиняном кресле, руководила всеми действиями [Мовша Т. Г. Святилища трипольской культуры//СА.- 1971. №1, с. 204]. Б. А. Рыбаков назвал эту постройку "своеобразным женским домом, связанным с выпечкой ритуального хлеба", где производились заклинания природы по поводу урожая предстоящего года, совершались общественные церемонии [Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М. 1981, с. 176]".
Одна из реконструкций трипольского дома. |
Перефразируя Лукича, можно сказать, что всякое матриархальное общество только тогда чего-нибудь стоит, если оно умеет защищаться. Поэтому, естественно, такое общество должно быть структурированным, а не рыхло-атомизированным. Очевидно, сам культ Богини являет собой организационную структуру. Как мы знаем на примере культа Кибелы, в её окружение входили кабиры или корибанты, вооружённые группы молодых людей, которые являлись своего рода "охранными отрядами" Богини и её жрецов. Можно рассматривать амазонок как женский эквивалент кабиров.
амазонки |
В любом случае, женщины должны быть структурированы, а мужчины — нет. Как только мужчины собираются в свои "мужские дома", наступает конец матриархата. Мужской "междусобойчик" рано или поздно превращается в банду, банда - в вождество, а вождество - в государство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий