И. П. Русанова говорит, что у скифов "жертвенники представляли собой столб из обожжённой глины или слоёв глины высотой и диаметром 1,0-1,25-1,5 м. Верхняя площадка жертвенников на Пастырском и Матронинском городищах имела мискообразное углубление и была покрыта 7-8 концентрическими кругами (рис. 143).
Такого типа жертвенники известны с эпохи бронзы. На поселении срубной культуры у с. Ильичёвка на Северском Донце в жилище жертвенник был сделан из песчанисто-меловой массы, имел диаметр 60 см и высоту 30 см. Рядом с ним стояло четыре сосуда и лежала каменная булава, глиняные хлебцы [Шаповалов, 1976, с. 54; Отрощенко, 1990, с. 6]. В полуземляночном жилище на поселении IX-VIII вв. до н. э. у с. Андрусовка на Тясмине жертвенник состоял из 2-3 слоёв глины, поднимался над полом на 0,95 см, диаметр его круглой площадки равнялся 1,2 м [Покровсъка, Петровсъка, 1961, с. 129-143]. Ещё в более древнее время возвышенные округлые или крестообразные жертвенники, покрытые концентрическими кругами, сделанными красной краской, встречались в жилищах трипольской культуры [Пассек, 1949, с. 89; Бибиков, 1952, с. 22-29; Мовша, 1960, с. 231-248]. Е. Т. Покровская отмечает традицию сооружения жертвенников с концентрическими кругами, сделанными красной краской, идущую от трипольской культуры и связанную с культурами Восточного Средиземноморья III-II тысячелетий до н. э. [Покровская, 1962, с. 79; 1973, с. 183]. На Крите имелись мраморные алтари, украшенные концентрическими кругами [Пассек, 1949, с. 89]".
Покопавшись в своей коллекции картинок, я нашёл вот этот мраморный крито-минойский крест. Может быть, он имел какое-то отношение к жертвоприношениям?
stone cross from the temple repository at Knossos |
Далее следует жертвенный трипод из Акротири (о. Тира, Фера, также Санторин).
Tripod offering shelf decorated with dolphins in a seascape. 2nd Millennium BC. Akrotiri, Thera island, Cyclades, Greece. |
Может быть, такого рода жертвенник мы видим на росписи саркофага из Агиа-Триады.
И тот же трипод изображён на рисунке современного художника (за достверность изображения я не ручаюсь).
Ну и ещё, "до кучи", сюда же можно присовокупить каменный жертвенник из дворца Малии.
Каменный жертвенник из дворца Малии. 17-16 вв. до Р.Х. |
Как-то не по себе становится, когда читаешь у И. П. Русановой про скифские жертвенники: "В одном из домов Восточного Вельского городища в основе глинобитного жертвенника лежали черепа двух собак, чаша из человеческого черепа, глиняные хлебцы [Шрамко, 1987, с. 51-55]". Неужели без всех этих "ужастиков" никак нельзя было обойтись?
"Домашние очаги почитались у всех народов, считались священными у скифов" [Геродот, IV, 59]. Да, но от почитания духов предков, от бросания в огонь очага щепотки зерна, до собачьих и человеческих черепов - дистанция огромного размера. Надеюсь, что крито-минойцы не преодолели эту "марафонскую" дистанцию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий