12 марта 2023

Скифы: «всё своё носим с собой».

"По Геродоту "у скифов нет ни городов, ни укреплений и свои жилища они возят с собой" [IV, 46], у них "не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса [1]. Ему они строят такие сооружения" [IV, 59] [2]. Святилища Аресу были воздвигнуты в каждой скифской области и представляли собой горы хвороста с четырёхугольной площадкой наверху, на которой водружён меч - кумир Аресу. Ему приносят в жертву коней и рогатый скот, а также одного человека из каждой сотни пленных. Пленных закалывают и отрубают у них правую руку [IV, 62]. Жертвенных животных скифы душат и затем варят их мясо [IV, 60]. При казни прорицателей - тоже жертвоприношении - их сжигают на возу с хворостом [IV, 69]", - сообщает И. П. Русанова. - "Из приведённых данных видно, что нет собственно надежды найти культовые места кочевников-скифов - их или вообще не было, или они археологически неуловимы, как кучи хвороста или сожжённые возы".

В данном отношении, скифы являются диаметральной противоположностью древних египтян. Первые не оставили после себя никаких "следов" святилищ или храмов, вторые "наследили" изрядно. 

Храм Амона в Карнаке.

Впрочем, скифы оставили после себя т. наз. зольники - насыпи из золы, мелких угольков и "кухонных отбросов". Подобные зольники встречаются и в античной Элладе. Так, в "Описании Эллады" Павсания (II в. н. э.) говорится о зольных холмах, сложенных из остатков жертвоприношений. Жертвенник Зевса - эсхар на вершине Ликейской горы, откуда был "виден весь Пелопоннес" состоял из золы и земли.

"Культовое назначение античных зольников в Северном Причерноморье, несмотря на присутствие в их насыпях "кухонных отбросов", не вызывает никаких сомнений у исследователей. М. М. Кобылина рассматривала зольники как наиболее простой тип жертвенников, на которых сжигались жертвы. 

Насыпи зольников бывают большими - в Иванэ-Пустэ диаметр 36 м при высоте 3 м; в Неаполе Скифском они огромные - диаметры от 50 до 125 м и высота достигает 4-5 м, но средние их размеры, например, на Ворскле 15-20 - 30 м в диаметре и 1,5-2 м в высоту. Около с. Островерховки известно до 60 зольников, расположенных несколькими группами, удалёнными друг от друга на 300-600 м. Некоторые группы зольников находились на месте поселения (группа III), другие в отдалении от селища (группы IV, V), одна группа примыкала к курганному могильнику. Зольники, находившиеся около жилищ, по мнению Б.А. Шрамко, были связаны с культом домашнего очага патриархальных семей, тогда как зольники, удалённые от селища и не содержащие пищевых отбросов, служили местом культа всех членов общины. Зольники являлись своеобразными жертвенниками, куда собиралась зола из считавшихся священными домашних очагов отдельных патриархальных семей или целой общины".

Вот ещё бы узнать, как использовалась скифами та священная зола. Ведь если её собирали, значит она имела ценность. Может быть, её применяли в магических или лечебных целях?

"Особенно почитался царский очаг - "если скифы желают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага" [Геродот, IV, 68]. Геродот сопоставлял греческую богиню домашнего очага Гестию со скифской богиней Табити [IV, 59]. 

"Основными культовыми сооружениями у степных скифов являлись курганы, которые везде служили не только мемориальными комплексами, но представляли собой святилища семьи или более крупной общественной группы. Скифы находились на стадии образования классового общества и раннего государства, для которой характерен культ героев и вождей. Им приносили жертвы, устраивали на могилах тризны. Геродот подробно описал похороны скифского царя, которого сначала возили по всем областям, затем погребали в могиле, сопровождали его человеческими жертвами, убивали коней и "первенцев всяких других домашних животных". "После этого все вместе насыпают над могилой большой холм, причём наперерыв, стараются сделать его как можно выше". Через год совершались новые жертвоприношения [IV, 71, 72].

Скифские курганы действительно достигают огромной величины, насыпались они в несколько приёмов, под ними скрывались сложные сооружения, состоящие из каменных кромлехов и крепид, деревянных гробниц и каменных склепов, находились остатки тризн и огромное количество жертвоприношений. Число убитых лошадей доходило до 360 и они были уложены по квадрату около склепа (Келермес, Ульский аул)".

------------------------------------------------------------------------

[1] В древнегреческой мифологии Арес - бог войны. 

[2] Подобное существовало и у персов: "воздвигать статуи, храмы и алтари богам у персов не принято" [IV, 54]. Антропоморфных изображений богов - идолов - не было также и в Индии в эпоху Ригведы.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий