05 июня 2025

О женском равноправии в архаическом афинском полисе.

Согласно древнегреческому мифу, царь Кекроп основал город Аттику, и боги Посейдон и Афина захотели стать его покровителями. Они решили устроить состязание: каждый должен был подарить жителям подарок, а выбор оставался за ними.

Посейдон ударил трезубцем о крепостную стену, и прямо из неё забил источник солёной воды. Однако вода оказалась непригодной для питья, и жители не оценили этот подарок. 

Афина вонзила копьё в землю, и выросло оливковое дерево. Оливки, которые росли на нём, понравились жителям города: они были полезны для пищи и содержали масло, которое имело важное значение для греков.

Жители Аттики провели голосование. Мужчины, которые жили на море, проголосовали за Посейдона, а женщины, живущие на земле, — за Афину. Женщин в городе было больше, и они отдали предпочтение подарку богини. В результате царь Кекроп признал Афину победительницей, и город переименовали в её честь — Афины. 

"Видимо, по этой причине, - говорит Найджел Пенник, - афинские женщины утратили впоследствии право голоса и гражданства. История выглядит похожей на оправдание изменения статуса женщин; это заставляет предположить, что Афина была богиней-покровительницей полиса на ранней стадии его развития. Возможно, что женщины первоначально пользовались всей полнотой гражданских прав в полисе".

Это вполне возможно, если представить себе полис как "завет между богами и людьми" (Жосин Блок). Можно представить себе, что полис возник на базе "культового сообщества", в центре которого находилось древнее святилище пеласгов. Сообщество состояло из потомков завоевателей-греков и потомков завоёванных носителей догреческого субстрата, причём первых было больше нежели вторых. Понятное дело, что пришлые завоеватели, находясь в меньшинстве, не могли навязать местному большинству свою идеологию, хотя могли удерживать власть и подавлять сопротивление силой оружия (это особенно наглядно представлено в отношениях между спартиатами и илотами). Тем более, что там и навязывать-то было нечего. Греки сами смеялись над своей религией.

Римская мраморная статуя пьяного Геракла, писающего после тяжёлой ночи попоек с Бахусом. Из сада Дома оленей в Геркулануме, городе, который, конечно же, получил своё название в честь героического полубога.

А это статуя современного Геракла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий