11 октября 2025

Жёны Амона в «Сумерках» Египта.

Поэтически названное «Сумерками» Египта, первое тысячелетие до н. э. часто рассматривается как время общего упадка египетской культуры. Третий переходный период (1077—656 годы до н. э., династии XXI—XXV) характеризуется раздробленностью Древнего Египта.  Политическая раздробленность нашла отражение в глубоких изменениях в идеологии правления. В период 21-й династии Египет стал теократией, которой правил бог Амон, назначавший царей временными обладателями царской власти. Это означало, что элиты, такие как верховные жрецы Амона в Фивах, которые считались пользующимися благосклонностью Амона, могли брать на себя и брали на себя обязанности и прерогативы, традиционно связанные с царской властью. Фивы фактически стали столицей автономного теократического государства под контролем верховных жрецов Амона. 

Возможно, стремясь бороться с растущими сепаратистскими настроениями, а также ограничить влияние первосвященников Амона, фараон Осоркон III из 23-й династии назначил свою дочь Шепенвепет I в Фивах на должность жены бога Амона. Опыт оказался настолько успешным, что начал затмевать институт первосвященников Амона, и жёны бога Амона взяли на себя прерогативы царской власти. Статус жён Амона неуклонно рос, пока в 25-й династии эти женщины не стали занимать более высокое положение, чем цари, на частных и общественных памятниках Фив. Этот статус сохранялся до конца Саисского периода (525 гг. до н. э.).

Статуя Богини-жены Амона и Божественной возлюбленной Амона, Анхнеснеферибре

"На протяжении всей истории Египта, особенно в периоды, когда женщины занимали высокие и влиятельные должности в органах власти, наблюдался соответствующий рост значимости женщин из всех слоёв общества. Это особенно очевидно в эпоху Древнего царства, когда процесс формирования традиций египетской культуры всё ещё находился в зачаточном состоянии, и в эпоху Нового царства, когда женщины из царской семьи играли видную роль в управлении государством. Однако, судя по всему, в VIII–VI вв. до н. э. в Фивах
семена этой традиции женского главенства расцвели новым, широким и открытым образом", - сообщает Джин Ли в своей монографии "Женщины, гендер и идентичность в Египте Третьего переходного периода" [1].

Вотивная статуэтка жрицы Хенуттауи, стоящей с ещё нераскрытым цветком лотоса.

В этом отношении Древний Египет похож на Древний Китай. В обеих странах на смену архаичным матриархальным обществам приходит патриархальное государство с царями во главе, однако в самые тяжёлые, "переходные" периоды власть переходит в руки цариц, причём и там, и там царицы остаются на троне при падении и разрушении царств — в Египте это Клеопатра VII, в Китае императрица Цы Си.

"Матриархат — это социальная система , в которой женщины занимают властные и привилегированные позиции", - заявляет англоязычная Википедия.

В Египте Саисского периода женщины занимали властные и привилегированные позиции. Значит, там был матриархат, в точном и полном соответствии с научным определением Википедии.

Но если теократическое правление женщин имело место быть в Египте, то, спрашивается, почему его не могло быть и в других местах? Например, на острове Крит. 

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] "Археологические свидетельства указывают на то, что многие женщины, такие как певицы в резиденции Амона и главные служительницы жён бога Амона, были влиятельными и высокопоставленными женщинами, обладавшими достаточным социальным и экономическим влиянием, чтобы позволить себе строительство отдельных гробниц и крупных дворцовых гробниц в фиванском некрополе. Певицы в резиденции Амона, которые, по-видимому, были высокопоставленными женщинами, не считали нужным указывать своих супругов в своих погребальных памятниках и подчёркивали своё матрилинейное, а не патрилинейное происхождение. Кроме того, их хоронили отдельно от их отцов или возможных мужей" (Джин Ли).

Комментариев нет:

Отправить комментарий