24 февраля 2025

Неолитические ограждения (enclosures) как "точки сборки" патриархата?

Экстракт из статьи "НЕОЛИТИЧЕСКИЕ ОГРАЖДЕНИЯ В ЮЖНОЙ ПОРТУГАЛИИ (4 ТЫС. ДО Р. Х.): НОВЫЕ ДАННЫЕ И НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ", написанной António Valera и Cláudia Costa:

"Согласно имеющимся данным, около 3450/3400 г. до н. э. началось строительство сплошных ограждающих конструкций с рвами в западной Иберии и во внутренних районах Алентежу. Внутренние районы Алентежу представляют собой основную концентрацию рововых ограждений Португалии и одну из крупнейших в Иберии. Хотя небольшие рвы встречаются уже в раннем неолите, как это зафиксировано в Сеньора-да-Алегрия и в районах Валенсии и долины Эбро, кажется, что именно с середины 4-го тысячелетия до н. э. рвы чётко определяют замкнутые пространства Алентежу. Эта тенденция будет продолжаться в течение халколита, пока их не перестанут строить в конце 3-го тысячелетия до н. э."

"Манипуляции с человеческими останками и погребальные практики присутствуют на протяжении всего временного промежутка этого явления (хотя с большей интенсивностью в течение 3-го тысячелетия до н. э.)".

Авторы статьи говорят, что "во второй половине 4-го тысячелетия до н. э. мы можем наблюдать в регионе «взрыв» иконографии с появлением разнообразных предметов (альмерийские статуэтки, идолы из сланцевых пластин, «роговые» идолы, зооморфные статуэтки, символические украшения, предметы из слоновой кости), контрастирующих с их редкостью или отсутствием в предыдущие времена". 

"Появление и распространение рвовых ограждений совпадает с тем, что, кажется, является растущей потребностью в отображении идеологии, также выраженной в интенсификации инвестиций в погребальную мегалитическую монументальность".

Теперь расшифровываем "корявый" язык научных монографий и ещё более "корявый" перевод "корявого" текста. Меня одновременно смешит и "убивает" расплывчатость формулировок: "The emergence and proliferation of ditched enclosures is coincident with what seems to be a growing need for ideological display, also expressed by intensification of the investment in the funerary megalithic monumentality". Это всегда смешно, когда учёные атеистическим языком пишут о религиозных вещах. 

После прочтения статьи сразу же возникает "привязка" массового строительства ограждений в западной Иберии ко второй волне арийской экспансии (см.: "Вторая волна арийской экспансии (ок. 3500 г. до н. э.)". Но в то время арии ещё не добрались до Иберии, - они "осели" в долине Дуная. 

И тут на свет Божий вновь появляется идея о "духе времени". Просто время такое пришло, время перемен. Независимо друг от друга, на западе и на востоке евразийского континента появились сходные, похожие движения. Скажем так, это были социальные движения, в конце концов оформившиеся в то, что называется ордой. Но на востоке орда сформировалась быстрее, и в то время как арии, сплотившись в над-родовые (или вне-родовые) объединения, громили родовые поместья по всей Старой Европе, в Иберии только собирали мужчин в строительные "бригады", только создавали новую, вне-родовую идентичность.

С этой точки зрения, можно взглянуть и на культуру колоколовидных кубков (ККК). 

Экспансия ККК
Экспансия ККК

Экспансию ККК можно истолковать как "вторичное завоевание" Старой Европы. Если бы её не завоевали с востока, она была бы завоёвана с запада. Ну и, в этом смысле, строительство мегалитов на западе, вкупе со строительством ограждений, следует воспринимать как "точки сборки" команд будущих "конкистадоров".  

P.S. Вышеизложенное ни в коем случае на подаётся как "истина в последней инстанции". Это моё понимание истории на сей день. Завтра оно может измениться, если появятся новые "пазлы" для создания более полной и объективной картины далёкого прошлого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий