25 февраля 2025

О связи матриархата с женской самоактуализацией*.

*) Самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Ю. А. Валова в статье "Мотив самоактуализации в сексуальном поведении девушек-подростков" представляет результаты эмпирического исследования взаимосвязи процесса самоактуализации у подростков и особенностей их половой жизни. Оказывается, что у девушек, не живущих половой жизнью, самоактуализация выражается в большей независимости взглядов и убеждений, гибкости и естественности поведения. Девушки, обладающие относительной независимостью, те, кто руководствуются своими убеждениями, установками и принципами, не начинают рано жить половой жизнью. И наоборот: чем более девушка подвержена влиянию большинства, тем раньше она начинает половую жизнь.

Я уже высказывал свои подозрения насчёт того, что древние матриархальные общества должны были иметь какие-то конгрегации дев. Может быть, весталки в Древнем Риме были "последними из могикан" таких конгрегаций?

Во всяком случае, матриархат подразумевает женскую независимость. Но девочка не может обрести независимость взглядов, если её выдают замуж в подростковом возрасте.

Вот, сегодня с утра, просматривая монографию Е. А. Алексеенко "Кеты" (Ленинград. Изд-во "Наука".1967), я обратил внимание на то, что у кетов брачный возраст для невесты составлял 15-16 лет, "но известны факты, когда сватали малолетних. С 10-12 лет девочка, в таком случае, жила в семье своего будущего мужа". Автор добавляет, что "обычно это случалось, если в семье жениха не хватало трудоспособных женщин". Какая уж там "самоактуализация"?! 

Матриархат вполне коррелирует с феноменом амазонок, ибо амазонки не идут на поводу у мужчин. 

В качестве исторического примера, можно привести "спартанский матриархат". Спартанские женщины были известны в Древней Греции тем, что обладали большей свободой, чем женщины в других частях греческого мира. Есть свидетельства существования официальной образовательной программы для девочек ещё в архаический период Спарты, и эта система, по-видимому, прекратила своё существование лишь в эллинистический период (Сара Померой, «Спартанские женщины»). И, что самое главное, спартанские девушки выходили замуж относительно поздно по сравнению со своими соотечественницами в других частях Греции.

Спартанская бронзовая статуэтка бегущей девушки в одноплечном хитоне

Да, и ни в коем случае не надо соглашаться с мнением И. Бахофена о первобытном промискуитете (см.: "Сука богов"). При промискуитете уж точно не может быть никакой речи о женской самоактуализации. Женщина полностью утрачивает свою субъектность и превращается в объект мужских манипуляций. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий