М. М. Ковалевский в "Очерке происхождения и развития семьи и собственности" (М., ОГИЗ, 1939), опровергая россказни Бахофена о первобытном "гетеризме" (промискуитете), показывает, откуда "растут ноги" у представления о беспорядочных половых связях в архаических обществах [1].
"Β последние годы тщательное изученис общественного строя краснокожих и австралийцев, произведённое миссионерами и учёными, которые жили среди них и владели их языком, привело не только κ ещё большему сомнению в существовании начального промискуитета, но и κ открытию внутреннего строя неизвестного до того времени общества.
Предоставим слово сначала Файсону, неутомимому английскому миссионеру, добросовестному наблюдателю быта австралийских племён. Описанный им семейный строй ближе всего κ той общности женщин, ο которой было так много споров.
Самая несложная и, по-видимому, самая первобытная из известных нам организаций, повествует этот английский автор, — та, при которой в племени существует только две группы, состоящие каждая из мужчин и женщин, носящих одно и то же семейное имя. Β обеих группах признаётся родство no матери, и члены каждой из них обязаны избегать половых сношений между собой. Так, например, в округе Маунт Гамбир, в южной Австралии, живёт только одно племя, и тем не менее оно разделяется на две группы, которые можно уподобить кланам или gentes: на группу Кумите и группу Кроки. Браки в пределах одной и той же группы строжайше запрещены; следовательно, эти группы экзогамны. Β το же время всякий Кумите считается по праву мужем всякой женщины из группы Кроки, как всякий Кроки —мужем всякой Кумите. Дети, рождённые от мужчины Кумите и женщины Кроки, являются членами группы Кроки; между тем дети, прижитые женщиной Кумите от сожительства с Кроки, могут быть только Кумите. Таким образом, ребёнок принадлежит κ группе своей матери и носит одно с ней прозвище. Группы эти не имеют своей определённой территории, и члены их живут смешанно в одних и тех же селениях, разбросанных на пространстве нескольких тысяч миль. Благодаря этому возможны мимолётные связи между каким-нибудь Кроки, забредшим издалека, и женщиной Кумите, с самого своего рождения живущей в том селении, которое он случайно посетил, так как всякий Кроки имеет права мужа по отношению кo всякой женщине из группы Кумите, так же как и Кумите по отношению ко всем женщинам Кроки. Отсюда возник «гетеризм гостеприимства», ещё в наши дни существующий y племён Африки и Азии — y кафров, так же, как y туземцев Сибири, коряков и чукчей.
По своему происхождению гетеризм гостеприимства не связан с промискуитетом, так как случайная связь гостя допускается лишь при условии, что этим не нарушается закон экзогамии. Таким образом, Кумите, поселившийся y женщины Кумите, будет воздерживаться от половых сношений co своей предполагаемой сестрой. Иначе было бы, если бы хозяйка дома была из клана Кроки: не принадлежа κ числу его родственниц, она тем самым попадала в разряд его жён.
Ввиду того что всякий Кроки является мужем всякой женщины из группы Кумите и наоборот, мы можем сказатъ, что y этих туземцев индивидуальный брак заменён групповым. Отметим ещё одну характерную черту. Брак не совершается в какой-нибудь определённый момент. Всякий человек, κ какому бы полу он ни принадлежал, становится мужем или женой по праву рождения. И так как дети всегда принадлежат κ клану матери, то мужчина Кумите считается отцом сыновей и дочерей женщин из группы Кроки, a мужчина Кроки — сыновей и дочерей Кумите. Разделение племени на две экзогамные группы, права и привилегии в которых передаются родственникам по матери, встречается y многих племён Австралии. Такая же онбщественная организация процветает и y жителей Новой Британии, y галла и других туземных племён Африки".
Значит, такого "гетеризма", чтобы мужик, по праву сильного, овладевал любой женщиной, на которую у него встаёт член, нигде и никогда не было. По крайней мере, не было в человеческом обществе; что касается всякого рода гоминид или "унтерменшей", утративших человеческий облик, мы их не берём в расчёт; как говорится, в семье не без урода, но не по уродам определяется семья.
По всей видимости, И. Бахофен увидел гостеприимный гетеризм, но при этом не рассмотрел экзогамного табу. По этому табу, далеко не всякий первобытный "Иван" мог совокупляться с первой встречной первобытной "Марьей", - для этого они должны были быть из разных кланов. Это уже никак не промискуитет! Экзогамное табу устанавливает порядок, а промискуитет - это беспорядочные половые связи, аналог современного "беспредела".
------------------------------------------------------------------
[1] "Гетеризм, по мнению Бахофена, означал ничем не ограниченные половые отношения между мужчинами и женщинами на ранних этапах развития человеческого общества" (Источник).
Комментариев нет:
Отправить комментарий