15 декабря 2025

Диамантис Панагиотопулос: "царя — нет, а царский гарем — есть".

Диамантис Панагиотопулос в своей монографии "Минойский Крит. Очерк островной культуры бронзового века" говорит, что "доминирование женского начала в религиозной сфере очевидно. Не только среди божеств, но и среди фигур, которых можно идентифицировать как верующих или священников, женщины составляют подавляющее большинство. Это чёткое числовое соотношение не может быть объяснено ошибками археологической традиции и, по-видимому, отражает религиозный факт, убедительная интерпретация которого до сих пор отсутствует".

При этом сам же Диамантис прямо с порога отвергает убедительную интерпретацию и заменяет её выдумками. Почитаем, что он пишет, и прокомментируем его писанину:

"Существующие данные ясно показывают, что женщины играли особую роль в этом [минойском] обществе. Визуальные изображения в различных церемониальных и ритуальных контекстах показывают, что женщины – по крайней мере, на уровне иконографии – были, по крайней мере, столь же важны, как и мужчины , а то и больше. В сценах толпы на кносских миниатюрных фресках они не только присутствуют на торжественном или праздничном мероприятии вместе с мужчинами , но иногда, как на фреске «Трибуна», даже выделяются отдельными трибунами для сидения, значительными размерами и более подробным изображением . Они здесь не только для того, чтобы увидеть, но и для того, чтобы их увидели. Чтобы лучше оценить значение этих изображений и отражаемую ими историческую реальность, здесь, пожалуй, достаточно отметить, что в классической Греции женщинам, как правило, запрещалось посещать спортивные соревнования в качестве зрителей. Минойские женщины играют ведущую роль в многочисленных праздничных или религиозных сценах, которые в первую очередь связаны с совершением ритуалов и шествий. В поздних дворцовых фресках Кносского дворца они даже изображены как «симпосиасты» («Camp-stool Fresco»).

Camp-stool Fresco, Minoan, from_Knossos, AMH, 145371

Эта повышенная социальная значимость женского пола ярко отражается и в божественной сфере. Женские божества доминируют в минойском пантеоне. На самом деле, весьма вероятно, что во главе его стояла богиня. Её традиционно называют «Великой Богиней».

После этого краткого изложения археологических фактов решающий вопрос заключается в том, достаточны ли эти доказательства для подтверждения гипотезы матриархального общества на минойском Крите.

Если рассматривать их изолированно, как это любят делать сторонники тезиса о матриархате, эти визуальные свидетельства, возможно, могут привести к такому предположению. Однако если вы встроите их в общий контекст, вы получите гораздо более трезвый результат.

Во-первых, необходимо прояснить, что мужчины не менее часто появляются в минойских образах. Тут Диамантис сам себе противоречит: сначала говорит, что женщины составляют "подавляющее большинство", а потом у него "мужчины не менее часто появляются". Как так может быть, что десять больше одного, и одновременно десять равно одному, - я ума не приложу. Оба пола играют важную роль в ритуалах и церемониях".

Затем Диамантис говорит о знаменитой  Bull-Leaping Fresco
, на которой, как говорится в Википедии, изображены "две девушки (одна спереди, другая сзади) и юноша". Однако, по его мнению,
"участвующие прыгуны 
могут быть идентифицированы только как мужчины". Их пол определяется в соответствии с принятым в минойском искусстве правилом изображать женщин со светлой кожей, а мужчин — с тёмной, но Диамантис не признаёт эту изобразительную традицию, если она противоречит его взглядам. Он на ходу придумывает своё собственное объяснение: "Различные цвета здесь, вероятно, были призваны выразить разницу между опытными прыгунами и более молодыми помощниками или, возможно, разницу в социальном статусе". Свою выдумку он "подкрепляет" другими выдумками, указывая на анатомические детали прыгунов со светлой кожей  "карман для пениса, отсутствие женской груди, чёткое обозначение мышц живота и ног". 
 

На самом деле, на девушках мы видим такие же набедренные повязки и пояса, какие носили мужчины, но более пёстрого оттенка. Это вполне очевидно, что для прыжков через быка обычные длинные женские платья никак не годятся. Они носят браслеты на запястьях и двойные ожерелья, одно из которых бисерное, но, пожалуй, их самая отличительная черта — это симметричное расположение коротких локонов надо лбом и висками, отмеченное в случае с женщиной на фреске "Танцовщица":

"Танцовщица"

Вторая девушка с фрески Bull-Leaping

По-моему, схожесть вполне очевидна и не требует дальнейших доказательств.

Но посмотрим, что далее пишет Диамантис:

"Существуют также альтернативные интерпретации замечательного визуального присутствия женщин в массовых сценах Кносса. 

Сидение на трибунах не обязательно должно рассматриваться как показатель их высокого социального или даже политического статуса. Возможно, это были женщины из царского гарема, которые были лишь частью демонстративного показа дворцового великолепия".

Какой такой "царский гарем"?! Диамантис сам же говорит об "отсутствии царской иконографии" и об "отсутствии царских гробниц" на Крите минойского периода. Вот что он пишет в той же книге:

"Идея высокоцентрализованной политической системы, созданной по образцу структуры восточных царств, фактически представляла до недавнего времени доминирующую — или даже единственную — интерпретативную парадигму реконструкции минойской политической организации. Но результаты систематических археологических исследований на острове, значительно увеличивших за последние десятилетия количество минойских дворцов, поначалу дали повод переосмыслить традиционную интерпретацию. В дополнение к давно известным четырём дворцовым зданиям в Кноссе, Фесте, Малии и Като-Закросе, как минимум восемь других «дворцов» либо подозреваются на правдоподобных основаниях (Ханья, Паликастро), либо раскрыты (Галатас, Петрас, Арханес, Дамантри, Сисси) или впоследствии идентифицированные как таковые (Гурния). Удивительно большое количество резиденций потенциальных правителей на относительно небольшой территории послужило толчком к переосмыслению тезиса о монархической системе правления. Большое количество резиденций уже раздражало, но дальнейшие свидетельства поставили под ещё большее сомнение идею царского правления на Крите бронзового века. К ним относятся отсутствие царской иконографии, какой мы её знаем на Востоке и в Египте, а также отсутствие царских гробниц". 

Вот так получается у Диамантиса: "царя — нет, а царский гарем — есть". Смех, да и только... 


Комментариев нет:

Отправить комментарий