01 января 2026

О духовном измерении матриархата.

"Великая Мать сама по себе нема, глуха и бессмысленна, - говорит А. Дугин. -  Архаические изображения Великой Богини часто представляют ее без рта и / или без глаз, а подчас ее голова намечена весьма условно или вообще отсутствует (иногда вместо нее изображается удлиненная шея или голова змеи). У древнейшей статуэтки культового характера «Венеры из Виллендорфа», предположительно 22 — 24 тысячелетия до Р.Х., вместо головы шар в виде шишки". 


Синтаксис Великой Матери имеет форму яйца, змеи, спирали, лабиринта или ленты Мёбиуса и строится на  полном отвержении аполлонической вертикали и дионисийской структуры центр/периферия. В ней не просто всё строится с позиции низа, но  отрицается вертикаль в целом (а значит верха просто нет, а раз так, то нет и низа!). Точно так же здесь нет центра и периферии, так как Великая Мать не признаёт центра, а следовательно, в ней нет и периферии — всё центр и всё периферия".

Дугин здесь не оригинален, он следует за Бахофеном. Бахофен рассматривал матриархат в оптике довольно смутного понятия "теллуризм", которое в общем рассматривается как диаметральная противоположность духовности. Дух у него связан с небом, а теллуризм с болотной трясиной. За матриархатом, по мнению Бахофена, в конечном итоге последовал патриархат – высшая стадия человеческого развития, на которой общество перешло от «принятия природы к её превосхождению». Как описывает эту стадию один из переводчиков Бахофена, перефразируя Бахофена: «Духовный аспект человека превосходит грязь и трясину материального мира. Как на небесах, так и на земле отец и сын правят посредством своего интеллекта, разума и творческого воображения. Они открывают и предлагают человечеству небесный мир за пределами времени, пространства и страданий».

Получается такая картина: матриархат — это нечто тёмное, неоформленное, извергающееся из-под земли бульканиями болотных газов, совершенно индифферентное в отношении добра и зла, высокого и низкого, небесного и преисподнего, божественного и сатанинского. А всё духовное и светлое обнаруживается и появляется только в преодолении матриархата, например в светлой религии Аполлона, которого Дугин, ничтоже сумняшеся, ставит вровень с евангельским Логосом.

То есть, в изложении Бахофена и Дугина, матриархат не имеет вертикального (= духовного) измерения. Однако, так ли это?

А как же дерево?! Бахофен и Дугин упустили из виду дерево, которое является символом Великой Матери. В гимне, посвящённом Нинсинне, богиня провозглашает древность своего города Исина, превосходящую даже Дильмун, и говорит: «Мой дом до того, как существовал Дильмун, был построен из пальмы».

Я уже неоднократно говорил о том, что самые древние святилища располагались вокруг священного дерева, и дерево безусловно представляет собой вертикальную структуру. Более того, дерево иконографично, ибо оно представляет собой три сферы бытия — "верхний" мир, "средний" мир и "нижний" мир.


Женственная суть дерева проявляется в том, что оно плодоносит и питает собой животных и людей. 

Вот богиня кормит двух козлов:

Ашера

А вот та же богиня в виде дерева:

Изображение ашеры в виде священного миндаля из Кунтиллет-Аджруда (начало VIII до н.э.)

Здесь и вертикальная структура "верх" - "низ", и горизонтальная "правое" - "левое" (вполне уместно сравнение с двумя евангельскими разбойниками, распятыми на Голгофе справа и слева от Иисуса Христа), и основополагающая идея самопожертвования, выраженная в окормлении "козлов". Здесь имеется всё для самой глубокой духовности. Недаром Георгий Гачев написал "Евангелие от растения" (скачать здесь).

Древний Египет даёт особенно красочную иконографию богини в образе священного дерева:


Нельзя не заметить, что распространение патриархата всегда и везде сопровоздалось вырубанием священных деревьев поклонявшихся им аборигенов. 

Ну и в заключение скажу несколько слов о пресловутой "тьме", связанной с матриархатом и выражавшейся в предпочтении пещер и ночи. Где не было пещер, там создавались искусственные "микро-пещеры". Например, при раскопках на Крите было обнаружено множество полуподвальных помещений, которые были названы "люстральными (очистительными) бассейнами".

"Люстральный бассейн". Дворец в Фесте. Крит

"Люстральный бассейн" в квартале Му. 

Чтобы верно истолковать это странное "самозакапывание", нужно вспомнить, например, что название Киево-Печерской лавры происходит от пещер («печера» = «пещера»), которые основатели монастыря, преподобные Антоний и Феодосий, выкопали на берегу Днепра. Я уж не буду расскавыть про египетских монахов-анахоретов, которые поселялись буквально в гробницах. 

Надо также вспомнить стихи философа Владимира Соловьёва:

"Свет из тьмы. Над чёрной глыбой
Вознестися не могли бы
Лики роз твоих,
Если б в сумрачное лоно
Не впивался погружённый
Тёмный корень их".

И здесь следует повторить некоторые "азы" мистики, те "азбучные истины", которые постоянно забываются:

Трансцендентальная жизнь духа была хорошо известна индийским мудрецам и греческим философам, особенно философам Александрийской школы. О ней писали Плотин, Порфирий и другие мистики. Вот слова Плотина: «Души подобны амфибиям: они живут то по сю сторону, то в потустороннем мире, смотря по надобности».

В средние века о том же писали Парацельс, ван Гельмонт, Кампанелла и другие. В «Немецкой теологии» говорится: «У созданной души человека два глаза: один может созерцать вечное, другой — только временное и сотворённое. Но эти два глаза нашей души могут делать своё дело не оба разом, а только так, что когда наша душа вперяет свой правый глаз в вечность, левый её глаз должен отказаться вполне от своей деятельности и пребывать в бездействии, как бы умирать. Когда же действует левый глаз души, то есть когда ей приходится иметь дело с временным и сотворённым, тогда от деятельности своей, то есть от созерцания, должен отказаться правый глаз. Поэтому кто хочет смотреть только одним глазом, должен освободиться от другого, ибо никто не может служить двум господам».

И это понятно: для проявления трансцендентальных способностей нашего духа, для обнаружения сверхсознания необходимо, чтобы угасло или, по крайней мере, значительно ослабело нормальное, «дневное» сознание. Дю-Прель приводит для выражения этой мысли удачное сравнение: звёзды льют свой свет беспрестанно, но при солнечном свете мы не видим света звёзд. Надо, чтобы зашло солнце и наступила ночная тьма, и тогда звёзды засияют для нас, тогда вспыхнет свет сознания трансцендентального.

Это так же, как свет свечи на подоконнике: днём, когда ярко светит солнце, свет свечи не виден с улицы, но ночью, когда темно, свет свечи виден издалека.

Тьма-то как раз и свидетельствует о свете!!!

Борис Кустодиев. Канун Пасхи

Зажигание Свечей by J. Kirk Richards

В конце концов, Иисус Христос — «Свет миру»  родился во тьме пещеры (см.: Пещера Рождества).   
--------------------------------------------------------------------------
[1] "В религии и мифах Аполлон сын Зевса, но в созерцательном обобщении, на уровне парадигм, в платоновской θεωρία, Аполлон это сам вертикальный Логос".
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий