18 июня 2023

А. Баркова о божествах восточных славян.

А. Баркова говорит, что в имена божеств, которые пришли на Русь через скифскую культуру, входит корень «бог». Корень «бог» – это слово само по себе имеет происхождение иранское и это слово этимологически однокоренное такому понятию, как «доля»: «бхага» (откуда и наше русское слово «благо»). А «доля» уже по-русски и в русской культуре имеет значение «судьба», «участь». Тут можно вспомнить Лермонтова, стихотворение «Бородино»: «Плохая им досталась доля…» – «доля» в значении «судьба».

Итак, все языческие славянские божества, в имя которых входит корень «бог», – они все иранского происхождения. Здесь, например, можно начать список со Стрибога, о котором мы знаем из «Слова о полку Игореве», где его внуками названы ветры, и также мы знаем, что когда Владимир был ещё не святым, когда он проводил свою языческую религиозную реформу, то он, повелев поставить идолы посреди двора теремного, в частности приказал поставить и идол Стрибога. Стрибог, вопреки мнению, которое когда-то было высказано, – дескать, ветры его внуки, значит, он – бог ветра, – нигде таковым не представлен. 

Далее – Сварог. Имя Сварога содержит корень, который присутствует в санскритском древнеиндийском слове «сварга», то есть «небо». И таким образом, предполагается, что Сварог – это бог неба.

Имя «Дажьбог» иранского происхождения и, как доказано лингвистами, содержит иранский корень «даг» со значением «жара».

Далее А. Баркова говорит о трёх богинях. Это Лада, Леля и Морена. Первые две, бесусловно, «кабинетные», то есть выдуманы учёными. Что касается Морены, её имя содержит индоевропейский корень *mr/*nr, известный нам в словах «смерть», «мор». Топоров и Иванов видят этот корень в таких словах как «мрак», «мороз», «нора», сюда же индийское название преисподней «нарака» и т. д. Словом, образ Нижнего мира как тёмного мира смерти.

В Моране угадывается образ Снежной Королевы.

Баркова считает, что изображения Морены уничтожались на Масленицу. На мой взгляд, это совсем не факт. Свою версию я изложил в записи "Масленица". Самая главная проблема с древнеславянскими богами и богинями заключается в том, что частенько у нас нет ничего кроме одного имени. Даже о сказочной Бабе Яге сохранилось гораздо больше информации, анализируя которую, В. Пропп в "Исторических корнях волшебной сказки" реконструировал весь языческий "антураж", на фоне которого действует этот мифологический персонаж. 


Следующее женское божество, вызывающее чрезвычайно серьёзные споры, это Мокошь. Существовала ли эта богиня у славян – нет никаких сомнений, поскольку она упомянута в списке божеств, которые входили в первый Владимиров языческий пантеон. "Что мы о ней знаем", - спрашивает А. Баркова, и отвечает: - "Знаем мы тот факт, что она связана с женскими работами, что она считалась покровительницей рукоделия и, безусловно, была богиней судьбы. О судьбе гадали у родников, и есть ряд ещё других данных, связывающихМокошь с прорицанием судьбы и, кроме того, с женскими рукоделиями".

В описании Барковой образа Ярилы угадывается древнеримский Марс. "Само имя бога указывает нам на его ярость. Божество, безусловно, воинственное. Во-первых, ярость, а во-вторых, то, что связано с огнём (огонь яркий, позже – цвет яркий), и, наконец, пшеница, которую сеют весной, называется «яровой», так сказать, незамужняя овца называется «ярочка», отсюда вообще очень неприличное выражение: «Хороша парочка – баран да ярочка»".

Перун – глава Владимирова пантеона. "Перун был чужд значительному числу жителей русских земель, Перун был совершенно чужд на севере, и мы имеем ряд исторических данных о том, что культ Перуна в Новгороде вводили огнём и мечом и новгородцы этому всячески сопротивлялись. Далее. Говорить о том, что Перун – бог пришлый (выдвигались такие точки зрения), некорректно. Просто он бог южный, и на севере он чужой. Перун, естественно, громовержец, но в еще большей степени это бог княжеский".

А как же литовский Перкунас? (У латышей известен под именем Пе́рконс, у древних пруссов — как Перкунс.) Разве Прибалтика – на юге России?

Теперь что касается Велеса. Имя «Велес» содержит индоевропейский корень со значением «мёртвый». Этот корень у нас встречается в словах, связанных с магическими терминами, как раз об этом пишут Топоров и Иванов. Это корень «власть», это «великий», «владеть» в пределах русского языка. За пределами русского языка – это понятие «певец», «сказитель», соответствующие ирландские термины. Русские понятия: «волшебник», «волхв», то есть круг магии, музыки и власти. Мы знаем по летописям, что Велеса называли «скотьим богом», знаем, что его культ держался достаточно долго. Мы знаем, что русские крестьяне хранили в хлеву медвежью лапу и называли её «скотий бог», поэтому представлялся Велес в образе медведя, и я на это обращаю особое внимание. У нас, вопреки тому, что пишут Топоров и Иванов, нет никаких данных представлять Велеса в образе змея, о чём пишут они. Велес связан очень серьёзно с идеей поэзии, музыки, как уже говорилось в «Слове о полку Игореве», легендарный певец Боян назван его внуком, то есть находящимся под покровительством этого бога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий