Хайде Гёттнер-Абендрот, указывая на повторяющийся сюжет двуглавых фигурок в неолитическом искусстве Ближнего Востока,
![]() |
| Статуя из Айн-Гхазал, поселения докерамического неолита, 9 - 6 тыс. до н. э. |
![]() |
| Кипр, начало эпохи бронзы (2300-1900 до н.э). |
толкует их как изображения пары мать-дочь.
Женские двойные фигурки также встречаются рядом, не двухголовые, но совершенно одинаковые. Например:
![]() |
| Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре. |
Репертуар изображений также включает пары женских фигурок, где одна расположена над, под или внутри другой.
![]() |
| Fresco with three double figures in birthing posture (Çatal Höyük)
|
"Везде они выражают одно и то же: признание и развитие материнской линии, социальный и культурный факт чрезвычайной важности. Для мужских фигурок нет ничего подобного.
В Европе мотив был продолжен как в скульптурных формах (культура Винча), так и в абстрактных формах. Например:
– на нескольких мегалитических камнях в большой проходной гробнице Гавринис (4-е тысячелетие, Бретань, Франция); здесь дугообразные мотивы роста, распространяющиеся вверх, каждый из которых имеет небольшое отверстие, похожее на вульву, представляют рост материнской линии; дугообразные мотивы роста в сторону показывают боковые ветви той же линии; на полях графически повторяется женская линия, воспроизводящая себя.
![]() |
| Engravings on megalithic stone, Gavrinis tomb (Brittany)
|
Теперь вернёмся к моей недавней записи "Зерно или дерево?", где я высказал своё несогласие с автором блога Old European Culture относительно толкования одного символа на кикладской "сковородке".
Здесь мы видим развитие и продолжение того же сюжета, причём спирали на "сковородке" напоминают дугообразные мотивы на камне в гробнице Гавринис.
Я предположил, что здесь мы имеем дело не с символикой зерна, а с символикой дерева. Теперь можно сделать уточнение — с символикой родового дерева.
И, в заключение, приведу ещё одно изображение из эпохи верхнего палеолита, когда люди ещё не культивировали зерновые культуры.
![]() |
| Ascending and descending plant motifs, cave in the mountains of Nanteau |
Но, очевидно, уже в те времена они чертили эти древовидные линии на стенах пещер, "увековечивая" память о своих предках по материнской линии.

..jpg)


.png)

.png)


Комментариев нет:
Отправить комментарий