27 ноября 2022

Конь как психопомп.

Недавно здесь говорилось о том, что в Эгеиде бронзового века дельфины являлись психопомпами, то есть переносчиками душ умерших людей в Иномирье. (При этом может быть, что дельфины являлись не единственными психопомпами, а только для душ тех людей, которые умирали при кораблекрушениях на море. Для умерших на суше были иные психопомпы.)

Ариэль Голан в своей монографии "Миф и символ" сообщает, что на евразийских просторах таким психопомпом долгое время был олень. А потом лошадь, заменив оленя, стала тем существом, которому приписывалась функция сопровождать покойника. Известны многочисленные скифские захоронения с конём. Коня хоронили с хозяином не для того, чтобы он служил ему на том свете, а для того, чтобы он отвёз его на тот свет. Существенна такая деталь: у некоторых лошадей в скифских захоронениях обнаруживается тот или иной врождённый дефект (уродство). По древним поверьям считалось, что урод отмечен богом. Это поверье восходит ещё к палеолиту: в знаменитом археологическом комплексе Мальта близ Иркутска ребёнок, обильно оснащённый амулетами и заботливо похороненный под полом жилища, был уродцем. 

Тут вспоминается конёк-горбунок из сказки Петра Ершова. 

А вообще, с представлениями о душе связана идея полёта. Недаром же у древних греков душа-психея представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Художник Эдварт Роберт Хьюз удачно совместил в одной картине архаичные представления о душе в виде девушки и психопомпе в виде коня.


Да, и, конечно, полёт души
связан с экстазом. Про блаженство полёта души, надо полагать, люди узнали от шаманов, а шаманами становились, как правило, "избранники духов", люди, отмеченные тем или иным уродством. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий