31 мая 2025

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (17)

Р. С. Васильевский в своей книге "По следам древних культур Хоккайдо" (Новосибирск, 1981) говорит, что японская археология началась с раскопок раковинной кучи Оомори в долине Канто на острове Хонсю. Раскопки эти были проведены в 1877 году американцем Эдуардом Морзе (или Эдвард Морс).

"Обнаруженные при раскопках вещи произвели большое впечатление на японскую общественность, так как по характеру и форме превосходно сделанные каменные наконечники копий и стрел, ножи и скребки, изящные глиняные сосуды Оомори не имели ничего общего с известными до сих пор в Японии находками.

Открытый археологический памятник, несомненно, был более ранним, чем уже известные айнские или средневековые японские поселения. Эдуард Морзе установил, что кучи раковин в Оомори оставили люди, жившие не менее трех тысяч лет назад. Он обратил внимание на изящные глиняные сосуды, украшенные веревочными оттисками. В своем отчете о раскопках Эдуард Морзе назвал этот узор «cord mark» — «веревочный штамп», что эквивалентно японскому «дзёмон» — узор, напоминающий витую веревку. Позже этот термин получил широкое распространение в археологической литературе. Так стала называться не только керамика, украшенная веревочным узором, дзёмон доки — керамика дзёмон, но и неолитические культуры Японии, для которых она характерна.

Полевые археологические раскопки, успешно начатые в Японии Эдуардом Морзе, в 1879 году продолжили молодые японские археологии Сасаки Тюдзиро и Хадзита Индзима. Они исследовали раковинную кучу Окадайри и обнаружили вещи, во многом аналогичные находкам в Оомори. Эти изделия тоже сопровождала керамика дзёмон. И тогда встал вопрос об этнической принадлежности обитателей открытых поселений. Кому принадлежали каменные орудия и глиняная посуда оставленные в насыпях раковин моллюсков? Кто они? Предки айнов или какой-то другой народ?

Эдуард Морзе попытался дать ответ на этот волнующий японцев вопрос. Но древнее поселение в Оомори преподнесло неожиданный сюрприз. Вместе с черепками глиняных сосудов и каменными орудиями здесь нашли человеческие кости. Причем они были расколоты так, как обычно разбивают кости животных, чтобы достать костный мозг. Это дало повод Эдуарду Морзе высказать мысль о том, что на стоянке в древности жили племена людоедов. А так как ни айны, ни собственно японцы никогда не были каннибалами, к тому жe материалы раскопок отличались от обычных айнских и японских вещей, он выдвинул гипотезу о принадлежности раковинных куч Оомори неизвестным доайнским племенам, назвав их протоайнами".

Странно это, странно это... У них там под рукой было несметное количество мидий и других моллюсков, - как говорится, ешь - не хочу, - а они при этом ещё и людоедством занимались, человеческие кости разбивали для извлечения мозгов... Это никак не укладывается у меня в голове. Что-то тут не так...

"В эпоху дзёмон, особенно в средний и поздний периоды, раковинные кучи служили могильниками", - сообщается в статье "Загадка дзёмон. Кем были предки японцев". Ну, такая погребальная практика мне уже известна. На острове Кипр в эпоху керамического неолита островитяне хоронили своих умерших в мусорных кучах. 

Погребения в раковинной куче Одаке, город Тояма. © Фото : А.В. Табарев / Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

"Погребения на памятнике Ияй, возраст которого около 11 тысяч лет, относятся к наиболее раннему, изначальному периоду дзёмона и иллюстрируют интересный и пока не понятный археологам ритуал — разрубание тел покойных в районе таза и последующая укладка скелетов в анатомическом порядке. Это очень наглядный пример традиции манипуляций с частями тела или скелетов, распространённой в древних культурах Тихоокеанского бассейна — от Японского архипелага до Индонезии и от Океании до побережья Южной Америки".

И в Херксхайме, - добавлю я от себя. Вот изображение одного из раскопанных тел, взятое мною из статьи Йорга Оршидта и Мириам Ноэль Хайдл "The LBK Enclosure at Herxheim: Theatre of War or Ritual Centre? References from Osteoarchaeological Investigations":

One of the torsos found at Herxheim: a partial skeleton still in articulation.

Херксхайм — в Германии, а Ияй — в Японии. Не слишком ли они далеко друг от друга, чтобы проводить культурологическое сравнение?

Можно привести, для сравнения погребальных практик, археологический памятник и поближе, - пещеру Скалория в Италии.

Там археологи обнаружили коллективные вторичные захоронения, состоящие из разрозненных останков, хаотично разбросанных по поверхности пещеры, некоторые из которых принадлежат целым скелетам, а другие являются результатом перезахоронений, и все они датируются средним неолитом, между 5500 и 5200 годами до н.э. Можно провести несколько параллелей между Скалорией и Херксхаймом.

1. И в пещере Скалория, и в ограждении Херксхайм человеческие кости были сломаны перед их окончательным захоронением. В пещере они были разбросаны по земле без определённого порядка, а внутри ограждения они были свалены в ров и закопаны.

2. Исследования костного материала в пещере Скалория установили, что первоначально тела были захоронены в другом месте, впоследствии извлечены, освобождены от остатков мягких тканей и очищены; в качестве доказательства имеются небольшие порезы и поверхностные ссадины, сделанные кремневыми или обсидиановыми инструментами (инструменты были найдены в большом количестве внутри пещеры), выполненные, в частности, на своде черепа, челюстях, ключицах и длинных костях.

Детали разрезов, сделанных на костях черепа и малоберцовой кости (фотографии Дж. Робба и др., 2015 г.)

На костях из ограждения Херксхайм имеются такие же порезы. Собственно, именно эти порезы используются как доказательство людоедства в культуре ЛЛК неолитической Европы. Якобы, каннибалы срезали мясо с костей кремневыми или обсидиановыми ножами, - вот откуда эти порезы. Ну, а если длинные кости сломаны, - это значит, что каннибалы высасывали мозг из костей. Здесь необходимо отметить, что было объявлено о практике каннибализма в пещере Скалория, однако повторное остеологическое исследование не обнаружило никаких убедительных следов. 

3. Тесты с изотопом стронция установили, что кости принадлежали жителям деревень, проживавших в радиусе 15-20 км от пещеры, и было захоронено лишь несколько выбранных костей, а не весь скелет умершего.

В пещере Скалория зафиксировано пять различных погребальных обрядов, то есть, далеко не все умершие подвергались такого рода манипуляциям. И, конечно, в культуре ЛЛК тоже не все умершие попадали в ограждение типа Херксхайма.

На ум приходят православные "мощи святых". Недавно я читал объявление о том, что в кафедральный собор Рождества Христова г. Липецка доставлен ковчег с частицей целебных мощей святой праведной блаженной Матроны Московской. Почему бы не предположить, что нечто подобное практиковалось и в эпоху неолита? Известно, что внутри рондел-ограждений устраивались ежегодные пиршества. Может быть, они были приурочены к вторичным захоронениям и, по сути, были поминками по умершим. "Мощи" разбирались родственниками умерших и всеми заинтересованными лицами, а оставшийся костный материал закапывался в ров вместе с обглоданными костями животных, разбитыми (по пьяни?) чашами и вазами, и прочим бытовым мусором.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий