"Расцвет нурагической культуры на Сардинии приходится на VIII-VI вв. до н. э. (Хотя самые ранние нураги появились ещё в середине II тысячелетия до н. э.)", - пишет Н. А. Красновская в монографии "Происхождение и этническая история сардинцев" (М., "Наука", 1986).
Интересно, что расцвет нурагической культуры по времени совпадает с расцветом культуры этрусков. "Культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н. э., ... Около 525 года до н. э. этрусская экспансия достигла апогея... После 509 года до н. э. этруски утратили былое господство" (Википедия).
"Некоторые современные учёные полагают, что первые нураги были построены пришельцами из Ливии, задолго до того, как северные берега Африки были колонизованы финикийцами. <...> Некоторые археологи заявляют, что "древние африканские традиции ощущаются уже в самом стиле нурагов", - сообщает Н. А. Красновская.
А по-моему, сардинские нураги имеют иберийские корни.
Крепости культуры Мотильяс (2200-1500), Ла-Манча |
Считается, что носители культуры Мотильяс принадлежали к одному из доиндоевропейских народов, позднее влившихся в состав культуры иберов.
Нураги были распространены по всей Сардинии, но особенно их много на северо-востоке острова. Именно здесь сосредоточены нураги наиболее сложной конструкции, возможно, поздние сооружения. Ранние же нураги простой формы встречаются чаще всего в юго-западной части Сардинии. Ракое распределение нурагов итальянские историки связывают с отступлением или бегством строителей этих необычных сооружений перед лицом финикийских и карфагенских завоевателей в лучше защищённые области.
Тут мне на ум приходит представление о народе нурагов как о родовом обществе. По-видимому, никаких племён у них не было, и каждый клан строил свой собственный нураг, по принципу "мой дом — моя крепость".
Говоря о бронзетти, Н. А. Красновская замечает, что "женские фигурки из бронзы изображены в длинных туниках и мантиях. Судя по некоторым бронзетти, нурагические женщины носили и юбки. Тогда верхняя часть их тела, может быть, оставалась непокрытой, как это наблюдается в древнекритском костюме".
Бронзовая женская фигура. 1600-1450 гг. до н. э . Метрополитен. Нью-Йорк. |
"Эти и некоторые другие черты нурагической культуры могут указывать на связь её с восточным Средиземноморьем, с древним Критом и Эгеидой", - делает заключение Н. А. Красновская.
Здесь опять можно провести параллель с этрусками, прародину которых ищут в Эгеиде.
Но, что касается женских одежд с обнажённой грудью, я думаю, такая "мода" была у всех доиндоевропейских народов бассейна Средиземноморья. Поэтому, если вы нашли фигурку женщины с обнажённой грудью, к примеру, на Сардинии, это вовсе не значит, что Сардиния была заселена выходцами с Крита.
Комментариев нет:
Отправить комментарий