Карл Кереньи сообщает любопытные подробности об оракуле в Дельфах:
"Согласно мифу, Аполлон прибывает как завоеватель и овладевает оракулом, раньше принадлежавшим некой великой богине (в соответствии с простейшей формой традиции, самой Земле, или Гее) и охраняемым змееподобным существом женского пола" [1].
Википедия говорит иное: "Пифо́н, или Питон (др.-греч. Πύθων от πύθω «Питон») — в древнегреческой мифологии змей, охранявший вход в Дельфийское прорицалище до занятия его Аполлоном и считавшийся сыном Геи (вариант — Геры). Либо сам Пифон до Аполлона давал прорицания. По его имени была названа Пифия" (Источник).
В той же статье Википедии говорится, что "самые Дельфы называются в Илиаде Пифо", а Пифо, кажется, женское имя, если вспомнить про Сапфо, известную также как Сафо. "По Меандрию и Каллимаху, в Дельфах жила драконица по имени Дельфина".
Далее К. Кереньи рассказывает:
"Наличие в Дельфах доаполлоновского оракула Земли можно считать удостоверенным традицией и археологическими находками. Не подлежит сомнению и угверждение археологов, что в Дельфах люди в разгар бронзового века жили ещё в условиях неолита и что это место, хотя расположение святилищ отличалось тогда от позднейшего, тем не менее уже считалось священным. ЗнаменитыIй каменный пуп, или омфал, в Дельфах свидетельствует о том, что там верили в связь между верхним и нижним мирами; правда, здесь, в скалистом ландшафте, дело выглядело иначе, чем в Лерне, где доступ в подземный мир осуществлялся через воду. Но источников было достаточно и в Дельфах, а среди них и такой обильный, как Кастальский ключ".
Кстати, К. Кереньи говорит о прибытии матриархального семейства Аполлона (его матери Лето и его сестры Артемиды) из Малой Азии в Грецию. Ну, да, Зевс-то, отец Аполлона и Артемиды, появился всего лишь раз в виде перепела, когда овладел Лето, а потом мамаша с детьми скиталась одна, без какой-либо мужской помощи, и поэтому, конечно, здесь имеет смысл говорить о матриархальном семействе.
"Двумя самыми древними источниками относительно диадохии, то есть наследования в обладании оракулом в Дельфах, являются Эсхил и Еврипид. В «Эвменидах» Эсхила Пифия, перечисляя прежних владельцев оракула, называет Аполлона лишь на четвёртом месте. Три первых места занимают богиня земли и две её дочери в качестве наследниц: Фемида, двойник матери, возведённая в ранг богини правосудия, и Феба, мать Лето. Феба передала своему внуку, Аполлону-Фебу, собственное имя, а вместе с ним - в качестве подарка при рождении - и дельфийское прорицалище".
"У Еврипида в «Ифигении в Тавриде» владелицами оракула до Аполлона названы богини Гея и Фемида, мать и дочь. У Еврипида они защищают свою привилегию: Земля («Ночная») насылает на гадателей видения, которым маленький Аполлон ничего не может противопосгавить, пока наконец отец Зевс сам не сажает его на дельфийский трон. Рассказывается также об убийстве змеи. По-гречески это змееподобное существо звалось Дельфиной."
Не обошлось и без влияния Крита в Дельфах. "Однажды, когда критские купцы плыли из «Миносова Кносса» в Пилос, Аполлон принудил их, сначала в образе дельфина, а потом превратившись в звезду видом ярче полдня, поселиться в качестве жрецов в его храме в Дельфах. Мы узнаём далее, почему выбор пал именно на них: никто не мог петь и танцевать пеан так, как это делали критяне".
Значит, изначально пророчества были связаны с танцами, или, точнее говоря, с "радениями", то есть плясками, повергающими танцующих в исступление.
"Можно предположить, что догомеровская традиция саму мать Аполлона причисляла к дионисийским женщинам, обладавшим в мифическом прошлом исключительно божественной природой; к тем женщинам, которые справляли на Парнасе свои фиадические празднеcтвa. Павсаний понял гомеровский эпитет Панопея [2], города «с прекрасной площадкой для плясок», лишь после того, как ему растолковали это фиады из Аттики: у них были свои танцевальные площадки на всём пути из Афин в Дельфы, а не только у Панопея. Допущение Павсания, что так дело обстояло уже в гомеровское время, отнюдь не является слишком смелым. Больше тысячи лет из Аттики, как и из других близлежащих областей, тянулись в Дельфы процессии женщин, избранных для того, чтобы принять участие в окутанных особой таинственностью дионисийских празднествах. В определённых местах на священной дороге женщины устраивали пляски".
Очень интересно. Но в таком случае можно предположить, что пифия появлялась, обнаруживалась в среде танцующих ещё на пути в Дельфы. И тогда становятся излишними все упоминания про треножник и ядовитые испарения из земной расщелины. Хотя, может быть, одно другому не мешает, а лишь дополняет.
К. Кереньи, связывая эти женские процессии в Дельфы с процессиями менад, говорит об их восхождении на Парнас, что это проделывалось не один раз и в неистовом беге, который позволил уподобить фиад штормовым ветрам. Ну, наверно, всё это в конечном итоге восходит к какой-то одной древнейшей праформе ритуала. И всё, что можно сказать о той праформе, это то, что она была связана с танцами.
-------------------------------------------------------------------------
[1] См.: Эсхил. Эвмениды. 2; Павсаний. Х. 6. 6. Женский пол этого змеевидного существа не вызывает сомнений с эпохи гомеровского гимна к Аполлону (см.: Гомеровские гимны. II. К Аполлону. 122).
[2] Город на пути следования ритуальных процессий из Афин в Дельфы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий