"У шумеров бычьи рога изображались на голове любого божества, это был символ святости вообще (так же как впоследствии у хеттов и вавилонян), - сообщает Ариэль Голан.
Символ святости... И здесь вспоминаются крито-минойские "рога посвящения" (или, вернее, "рога освящения"). Ну да, англоязычная Википедия говорит, что "рога освящения из камня или глины устанавливались на крышах зданий на Крите или на гробницах или святилищах, вероятно, в знак святости сооружения".
Фрагмент фрески в миниатюре, Кносс |
Gold Objects from Grave III (Grave Circle A) |
На нижнем изображении мы видим "рога освящения" на крышках миниатюрных минойских ларнаксов. Артур Эванс сравнил эти рога с четырьмя рогами иудейского жертвенного алтаря. «Рогатые» жертвенники были найдены в Израиле, в частности в Беэр-Шеве, Хацоре, Мегиддо.«Рогатый» жертвенник, напоминающий храм, украшенный священным деревом, слева и справа изображения двух богинь (X в. до н.э.). Высота: 49 см. Ширина 32.7 см. Фото: Давида Харриса. Музей Израиля. «Рогатый» жертвенник. (IX до н. э.) Мегидо. Высота: 54.5 см. Ширина: 28.5 см. Фото: Микки Корена. Управление Древностей Израиля.
Библия (Левит 4:25) говорит об обязанности священника взять своим пальцем кровь от жертвы за грех и возложить на рога жертвенника: «и возьмёт священник перстом своим крови от жертвы за грех и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь его выльет к подножию жертвенника всесожжения».
Интересно, что рога жертвенника служили защитой человеку от его преследователей, из-за особой святости, которую приписывали жертвеннику. В книге Исход 21:14 говорится, что убийце, злонамеренно убившему, не поможет даже жертвенник, — это означает, что убийцы прибегали к жертвеннику в надежде обрести защиту, но они должны были доказать, что убили по ошибке, без злого умысла. «Иоав, чтобы спастись убежал в скинию Господа, и ухватился за роги жертвенника» (3 Царств 2:28).
В связи с этим у меня возникли два вопроса.
Во-первых, касательно рогатых сатиров и силенов.
Афродита, Пан и Эрот |
Мы знаем, что эта рогатая братия кишмя кишела в крито-минойских лесах и вольготно себя чувствовала в архаической Элладе. Очевидно, козлоногие духи во главе с Паном переселились с Крита в Элладу, как домовые пересяляются из старого дома в новый. И с ними связана оргийность, экстатичность культа Диониса, который тоже имеет крито-минойские корни.
Во-вторых, касательно т. наз. "бронзетти", миниатюрных статуэток рогатых воинов.
Чаще всего они встречаются на Сардинии периода нурагов. Но изображения воинов в рогатых шлемах находятся также на юге Испании, на острове Кипр и на территории Эллады. Микенские солдатики ходили в таких шлемах. Они что, прикидывались "святыми"?
У финикийцев и сам бог воинов - Баал - был рогатым.
Известняковая стела с изображением Баала, мечущего молнию. Угарит. XV — XIII век до н. э.
В какой связи находится Баал с крито-минойским Минотавром, с таврокатапсиями и "рогами освящения"? Каждый день открываются новые темы для исследований, а жизнь человеческая, увы, очень коротка...
Боги язычников суть бесы https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/uveshhevanie-k-jazychnikam/3
ОтветитьУдалить