В современной Греции довольно часто можно встретить вот такие модели православного храма. Эти как бы "игрушечные" храмы называются кандилакиями, и они являются свидетельством большой религиозности и набожности греков. К таким «мини-часовням» ходят постоянно, меняют там свечи — чтобы горели ежедневно и круглосуточно.
Они напоминают мне "столпы", на которых столпники совершали свои аскетические подвиги.
Преподобный Алипий Столпник |
Интересно, что столпничество, как аскетическая практика, существовало лишь на территории Византии, на территории восточной (православной) церкви, а на Западе ничего подобного не было.
В статье О "столпе" Симеона Столпника я высказал предположение о том, что сия аскетическая практика перешла в православие из язычества. Адепты культа Аттиса и Кибелы подвизались на этих столпах. Известны примеры, когда бывшие жрецы Кибелы обращались в христианство. В частности, здесь можно привести пример Монтана из Мизии (Малая Азия). Церковные историки Евсевий и Епифаний подчёркивают следующую немаловажную деталь из биографии Монтана. Будучи до обращения в Церковь жрецом-галлом культа Кибелы с его экстатической оргийностью и членовредительством, он, во время посвящения в таинства этой богини, находясь в состоянии исступления, сам оскопил себя, тем самым доказав свою преданность и верность этой языческой богине (Источник).
Как мы знаем, культ Кибелы и Аттиса в дохристианские времена имел свой эпицентр в малоазийской Фригии и оттуда распространился на Ближний Восток и Балканы. И вот я думаю: может быть, эти греческие модели православных храмов восходят к древним погребальным столбам-мегалитам, в которых "спасались" столпники? Традиция — это такая "живучая" штука, которая, постоянно видоизменяясь, как хамелеон, тем не менее, может храниться веками "под спудом" и возрождаться в новых формах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий