И. Бахофен говорит о "понимании материнского права как первого великого шага на пути к высшей цивилизации" и пишет о восточном царстве женщин китайских хроник.
"В восточном царстве женщин высшая судебная власть находится в руках царицы. Наш источник особо отмечает миролюбие этого народа и его отвращение к всякого рода насилию и особенно к воровству. Те же самые качества единодушно приписываются всеми авторами и гинекократическим государствам Запада, в особенности ликийцам, критянам и локрам. Ευνομία, σωφροσύνη, ειρήνη [1] составляют выдающуюся черту управляемых женщинами государств. Внутренняя взаимосвязь этих качеств с природой материнства очевидна. Если последнее как принцип покоя, мира, примирения и права противостоит мужчине с характерной для него склонностью к насилию, то власть женщины насаждает уважение к упомянутым добродетелям в основанных и управляемых ею гражданских сообществах. Вся эта культура покоится на святости материнства. Как судебная власть, так и религия преимущественно связаны с женщиной, которая неизменно предстаёт здесь носительницей и распространительницей всякого рода δεισιδαιμονία [2] и ευσέβεια [3]".
В отличие от Бахофена, я почти не вижу никакой связи между природой материнства и высокими моральными качествами. Материнство — оно всё естественное, природное, и даже животное (и кошка выкармливает своих котят), тогда как мораль — сверхъестественна, у природы нет никакой морали.
Поразмыслив над этим неудобовразумительным пассажем из третьего тома "Материнского права" (с. 62), я пришёл к выводу, что матриархат "вытекает" не из материнства, а из Мифа.
Поясню, что я имею в виду. Из личного общения с представителями т. наз. "глубинного народа" я вынес твёрдое убеждение, что сознание этого народа глубоко мифологизировано. Понятно, что "русский мир" — это Миф XXI века. Но я не знаю, - то ли этот Миф определяет набор ментальных стереотипов поведения, то ли эти стереотипы формируют мифологический "корпус". То есть здесь невозможно определить, что было раньше, - то ли национальная картина мира (по Г. Гачеву) формирует "тело" Мифа, то ли Миф предопределяет именно такую картину мира.
По аналогии с "русским миром", можно представить себе, что в архаических обществах (пусть не во всех, но хотя бы некоторых) существовал весьма специфический матриархальный Миф. И именно этот Миф, а вовсе не материнство, определял стереотипы поведения в обществе и задавал общий вектор социального развития.
Долгое время занимаясь реконструкцией этого Мифа, я "пропитался" им и уже на себе чувствую влияние этого Мифа. И, наверно, если б было возможно клонировать моё теперешнее сознание на несколько сотен других людей и разместить их всех вместе в одной коммуне, получился бы "новый Чатал-Хююк", "Чатал-Хююк 2.0".
То есть, я хочу сказать, что пресловутое "материнское право" Бахофена вытекает вовсе не из материнства, а из матриархального Мифа. Пока живуч этот Миф — действует "материнское право", но как только ментальные стереотипы поведения выходят из-под "силового поля" матриархального Мифа и начинают диктоваться другими "силовыми полями", так сразу от "материнского права" остаются лишь "рожки да ножки". Хотя материнство продолжается, женщины рожают и воспитывают детей, и даже материнство возводится в культ, как, например, в Третьем рейхе.
Однако мы же понимаем диаметральную противоположность и полную несовместимость ценностей матриархата и ценностей Третьего рейха.
----------------------------------------------------------------------
[1] Законность, благоразумие, мир (др.-греч.).
[2] Богобоязненность (др.-греч.)
[3] Благочестие (др.-греч.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий