20 октября 2023

Элевсинские "страды".

По всей видимости, "основной миф матриархата" был связан с похищением дочери. Если полагать, что история похищения Персефоны возникла не на пустом месте, что у этой древнегреческой истории имелась своя "предыстория", уходящая корнями в крито-минойские древности, и ещё глубже — в неолитическую Старую Европу.

Как известно, именно похищение Персефоны Аидом сорвало Деметру с места и послужило началом её "страд". "Она срывает с головы свою диадему, облачается в траурные одежды и в течение девяти дней бродит по земле с двумя горящими факелами в руках, не принимая пищи и не умываясь". Насколько я понимаю, эти "страды" богини повторяли все неофиты по дороге в Элевсин. Интересно также сопоставить с этими "страдами" исступлённый бег менад на зов Диониса. Хотя, может быть, это был вовсе не зов Диониса, а плач Коры, изнасилованной Девы. Между прочим, Карл Кереньи намекает на связь Диониса с Аидом (согласно Гераклиту, "Аид тождественен с Дионисом")
и демонстрирует рисунок на чаше с Персефоной и Дионисом.

Деметра, Гермес, Персефона, Дионис. Копия рисунка с одной из сторон Ксеноклесской чаши.Лондон,Британский Музей

Кстати, на Крите имелись пещерные святилища в горах, и в эти святилища совершались паломничества. Да и само Элевсинское святилище "прилепилось" на склоне холма.

Элевсинское святилище

Я это говорю к тому, что, очевидно, эмпатия и сострадание были теми "движущими силами", которые заставляли адептов богини следовать по её стопам, разделить с ней её горе, принять на себя и пережить её муки и страдания. Собственно, та же идея просматривается и в призыве ап. Павла к верующим: "Умоляю вас, братия, подражайте мне, как я
— Христу". Что бы там ни происходило в элевсинском телестерионе (Отто в своих исследованиях предположил, что в Элевсине в Ночь мистерии вершились подлинные чудеса: участники мистерий могли видеть то, что они считали подлинным богоявлением), именно предшествующие "страды" должны были обострять все чувства неофитов, делать из них "экстрасенсов", способных видеть и слышать то, что не видят и не слышат обычные люди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий