На сайте "Генофонд.РФ" говорится про общественное устройство жителей неолитического Чатал-Хююка между 7400 и 6000 годами до н.э.:
"Статуэтки Богини-Матери побуждали некоторых археологов, особенно феминисток (как Гимбутас), говорить о матриархате, но это не подтверждается материалом. Как установила команда Ходдера, женщины и мужчины, по-видимому, имели равный статус в обществе. Число погребений высокого статуса одинаково у мужчин и женщин" (Источник).
При этом, однако, число женских статуэток значительно превышает число мужских. И вот что интересно: по мнению Ходдера, детально проработанная фигурка (см. рис. 1), скорее всего, представляет собой изображение пожилой женщины, достигшей высокого социального статуса.
рис. 1 |
Далее цитирую статью Юлии Штутиной "Хозяйка двойной горы":
"Первооткрыватель Чатал-Хююка Джеймс Меллаарт, ведший раскопки на холме в первой половине 1960-х, был убеждён в том, что изображения пышных женщин — это символ продолжения жизни, божество деторождения, Великая мать и т.д. Современные археологи и антропологи, работающие с Ходдером, не согласны с предположением Мелаарта. Так, Линн Мескелл из Стэнфордского университета вместе с Кэролин Накамура опубликовала статью под названием «Оформленные тела: формы и фигуры в Чатал-Хююке» («Articulate Bodies: Forms and Figures at Çatalhöyük»). В этой работе исследовательницы обращают внимание на то, что статуэтки из Чатал-Хююка совсем не выглядят женщинами детородного возраста: наоборот, это сплошь немолодые, оплывшие, чрезвычайно дородные дамы. Возможно, эти изображения — «визуальная метафора» изобилия, долголетия и опыта.
Иэн Ходдер отмечает, что если в Чатал-Хююке кого-то и почитали как дух или божество, то животных — леопардов, стервятников, туров (диких быков). К статуэткам людей относились, скорее, как к покойникам: их хоронили и перезахоранивали. Таким образом, заключает исследователь, человеческие фигурки, вероятно, представляют старейших и уважаемых жителей общины, и статуэтка, найденная в 2016 году, — из их числа".
Таким образом, Иэн Ходдер косвенно подтверждает существование матриархата в Чатал-Хююке. За годы раскопок там обнаружено около сорока статуэток гипертрофированно пышных женщин, и ни одной - мужской. Если послушать Ходдера, то надо признать, что в Чатал-Хююке носительницами высокого социального статуса были исключительно женщины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий