02 апреля 2023

Против Бебеля, Моргана и Бахофена.

Читаю и комментирую Августа Бебеля "Женщина и социализм" (М., Госполитиздат. - 1959):

"Женщину и рабочего объединяет то, что оба они угнетённые.

Много сходного в положении женщины и рабочего, но в одном женщина идёт впереди рабочего: она — первое человеческое существо, попавшее в рабство. Женщина сделалась рабой раньше, чем появился раб
".  

...........................................................

"Каждый по-своему, Бахофен и Морган, открыли, что отношения полов у народностей на первых ступенях человеческого развития значительно отличались от существовавших в историческое время и у современных культурных народов. В особенности Морган благодаря своему долголетнему пребыванию среди североамериканских ирокезов и на основании сравнительных исследований, к которым его побудили личные наблюдения, открыл, что все народности, ещё значительно отсталые в культурном отношении, имеют системы семьи и родства, совершенно отличные от наших, но существовавшие в сходном виде у всех народностей на первых культурных ступенях.

Морган нашёл, что обозначения для степеней родства — отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, в применении которых у нас не может быть никакого сомнения, там выражают совсем иные отношения. Ирокез называет не только своих детей своими сыновьями и дочерьми, но также и всех детей своих братьев, и эти дети называют его отцом. Ирокезка называет не только своих детей своими сыновьями и дочерьми, но также и детей всех своих сестёр; в свою очередь дети последних называют ее матерью. Эту систему родства мы встречаем не только у всех американских индейцев, но и у древнейших обитателей Индии, дравидских племён Декана и гаурских племён Индостана; мало того, исследования, произведённые после Бахофена, показывают, что подобный порядок в первобытное время существовал повсюду". 

...........................................................

"Морган пришёл к заключению, что на низшей ступени дикости внутри половых союзов господствовало половое общение, при котором каждая женщина принадлежала каждому мужчине и каждый мужчина принадлежал каждой женщине, то есть существовало всеобщее смешение (Promiscuität). Все мужчины живут в многожёнстве, и все женщины — в многомужестве. Существует всеобщая женско-мужская общность, вместе с тем и общность детей. Страбон (66 год до нашего летосчисления) сообщает, что у арабов братья сожительствовали с сёстрами и даже с собственною матерью".

Ну, тут Страбон вместе с Морганом и Бебелем несут пургу. Они совершенно не учитывают разделение первобытного общества на роды-кланы. Все члены клана считались родственниками друг другу и поэтому все сексуальные отношения внутри клана были табуированы. Никакого кровосмешения, никакого "промискуитета", никакого сожительствования с сёстрами и матерями и в помине не было. Нет, конечно, всякого рода "чикатилы" - "беспредельщики" жили во все времена и у всех народов (как говорится, в семье - не без урода), однако этнографы второй половины XIX - первой половины XX века имели возможность наблюдать жизнь многих архаичных обществ, сохранивших первобытный уклад жизни, и нигде они не нашли того, о чём писал Страбон. 

Август Бебель полагает, будто культура сама собой, со временем, "отрастает" у рода человеческого, как, например, у людей отрастают волосы. И так, постепенно, "дикари" превращаются в цивилизованных людей и перестают быть motherfucker'ами. 

"С ростом культуры постепенно развивается устранение полового общения между всеми братьями и сёстрами, и это устранение постепенно распространяется на самых отдалённых родственников по боковой материнской линии. Возникает новая кровнородственная группа — род, который в своей первоначальной форме образуется из родных и неродных сестёр вместе с их детьми и их родными и неродными братьями с материнской стороны. У рода одна родоначальница, от которой поколение за поколением происходит женское потомство. Мужья своих жён не принадлежат к кровнородственной группе, к роду своих жён, они принадлежат к роду своих сестёр. Напротив, дети этих мужей принадлежат к семейной группе своих матерей, так как происхождение считается по матери. Мать — глава семьи, и так возникает «материнское право», долгое время служащее основанием семейных и наследственных отношений. Соответственно этому женщинам, пока признавалось происхождение от матери, принадлежало место и голос в совете рода. Они участвовали в назначении и смещении сахемов (начальников в мирное время) и военачальников. При заключении Ганнибалом союза с галлами против Рима третейскими судьями в случае недоразумения между союзниками должны были быть галльские матроны, так велика была вера Ганнибала в их беспристрастие".

Здесь я не имею ничего против Бебеля. Я лишь выступаю против его характеристики первобытных людей как "дикарей". "Это почти звероподобное состояние, относительно которого у нас нет никаких исторических данных, несомненно существовало", - уверяет себя и читателей Август Бебель. А я не соглашаюсь с ним, потому что звероподобные дикари не могли оставить после себя росписи пещеры Шове (≈ 37 000 до 33 500 лет назад).    

"Дикари" среди людей, безусловно, были в эпоху верхнего палеолита. "Дикари" всегда были, есть и будут. В современном обществе "дикарей" никак не меньше, чем в первобытном обществе. "Дикари" — это бездарные "пользователи", или "юзеры" всего того, что открыл творческий гений одарённых людей. Таких людей, "избранников духов", может быть сравнительно немного среди Homo sapiens, но именно они должны считаться людьми par excellence, ибо от них и через них произощла вся культура рода человеческого. Ну и, матриархальное общество я также считаю глубоко укоренённым в культурной среде. Ведь, по сути, матриархат ничем не отличается от Царствия Божия, которое проповедовал Иисус Христос. Однажды Иисус подозвал к себе учеников и сказал им: "Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом" (Мр. 10:41-45). Август Бебель правильно написал, что женщина сделалась рабой прежде, чем появился раб. И рабой она сделалась не по своей воле, а по воле мужчины. "Сильный" пол подчинил себе "слабый" пол. Это вполне естественно. А матриархат — это сверхъестественно. Матриархат — это когда сильный добровольно подчиняется слабому, прямо как в Евангелии написано. И, конечно, для существования такого рода общества необходимо, чтобы оно было высоко духовно и глубоко религиозно, чтобы мужчины, как средневековые рыцари, беспрекословно подчинялись Прекрасной Даме.

Дон Кихот и Дульсинея Тобосская

«Если человечество позовут на Страшный суд, то ему в своё оправдание достаточно будет представить только одну единственную книгу — «Дон Кихот» Сервантеса, чтобы все человеческие грехи были отпущены», — писал Фёдор Достоевский. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий