17 ноября 2021

Антонио Валера о португальских ограждениях (2).

Большинство этих ограждений расположены на склонах, со значительными перепадами высот между несколькими участками рвов. Такое расположение противоречит некоторым теориям о том, будто канавы наполнялись водой. Вот здесь можно видеть реконструкцию с такими канавами, но эта реконструкция предполагает идеально ровную поверхность земли.


Не выдерживает критики и предположение об использовании канав в качестве дренажной системы. "Дренаж не должен прерываться и должен быть пропорционален потребностям дренажа. Зачем же строить стоки шириной 7 метров и глубиной 3,5 метра? Это канал времён промышленной революции. Зачем строить волнистые дрены шириной 2,5 метра и глубиной 1,5 метра для осушения территории диаметром 20 метров, как в Санта-Виториа или Оутейро Алто 2? - спрашивает А. Валера".

"Одна общая черта больших рвов, но, похоже, менее значительная или полностью отсутствующая в малых, - это наличие большого количества экзогенного сырья и артефактов. В комплексе ограждений Пердигоэс, в эпоху энеолита, мы имеем элементы из нескольких регионов Испании, другие из португальской Эстремадуры или побережья Алентежу и даже из Северной Африки, например, слоновая кость. Подобные предметы отсутствуют или встречаются крайне редко в окружающих поселениях, что свидетельствует о том, что это место катализировало отношения с внешним миром. Таким образом, большие ограждения, похоже, играют ведущую роль в межрегиональном взаимодействии".

Некоторые из импортированных предметов и сырья в ограждении Пердигоэс: бусы из "зелёного камня"; идолы из известняка; золото; длинные лезвия из кремня; предметы из слоновой кости.

В Иберии строительство рвов, похоже, прекратилось в эпоху энеолита, а именно во второй половине III тысячелетия до н.э. Хотя, очевидно, новых покойничков "подселяли" туда, по традиции, ещё очень долго. 

И, по всей видимости, прекращение строительства новых ограждений и рвов как-то связано с распространением культуры колоколовидных кубков. А. Валера говорит, что эти сооружения использовались носителями ККК как своего рода "остроги". Цитирую: "Вторая фаза [жизни ограждения Porto das Carretas] связана со строительством нескольких соединённых между собой круглых каменных сооружений. Центральное из них (с входами в три других) считается "башней", а остальные (некоторые из них одинакового размера) - хижинами. Это повторное заселение участка происходит поверх руин и заброшенных уровней первой фазы, датируется второй половиной 3-го тысячелетия до н.э. и связано с присутствием керамики ККК (международный стиль) и медеплавильными работами".

В качестве характерного примера А. Валера говорит про раскопки в обнесённой стеной крепости Эскурал, расположенной над формацией, где находится знаменитая пещера с палеолитическим искусством и погребальными сооружениями позднего неолита. Раскопки выявили стену и башню и две фазы оккупации, датируемые первой половиной III тысячелетия до нашей эры.

Интересно то, что стена и башня были построены над скалами с поздненеолитическими гравировками "bucrânios" (изображение бычьих голов и рогов). Это место считалось святилищем, и строительство обнесённой стеной ограды рассматривалось как преднамеренный акт разрушения предыдущего места, его значения и социальной роли. По словам автора, ситуация представляет собой "противостояние двух социально-экономических и религиозных концепций", или, другими словами, противостояние между полукочевыми пастухами и осёдлыми фермерами.

Plan of Porto das Carretas after Soares & Silva, 2010.

Walled enclosure of Zambujal

Вот это чертовски интересно, потому что я вижу здесь сходство с нурагами Сардинии. Тем более, что строительство нурагов совпало по времени с расцветом металлургии на острове. Может быть, и сардинские нураги строились на "базе" каких-то более древних культовых сооружений?

Интересно также сопоставить строителей нурагов с носителями ККК ("бикерами"). На территории Португалии "бикеры" занимали лишь самые большие ограждения (Пердигоес, Порту-Торран и Алкалар), если судить по распространению керамики ККК. 

Керамика ККК из Порто-Торрао

А. Валера говорит, что в нескольких европейских ронделах известны свидетельства (намеренного?) сжигания деревянных конструкций. Но сжигали не только строения. Сжигались и человеческие тела. В Пердигоэсе была раскопана яма, содержащая остатки человеческих кремаций. 

Может быть, здесь имеются какие-то параллели с погребальными практиками носителей культуры Кукутени-Триполья?

"Фактически, в Пердигоэсе представлены несколько различных погребальных практик, таких как вторичные захоронения в некрополях типа толосов, первичные захоронения в ямах, разбросанные кости во рвах и теперь ещё кремация", - пишет А. Валера. Основной вопрос — как соотнести эти различные погребальные практики с различными культурами, которые сменяли одна другую на протяжении веков и тысячелетий?

Другой вопрос — куда строители ограждений подевали всю землю, извлечённую из канав? А. Валера говорит, что если исходить из формы и размеров канавы 6 ограждения в Пердигоэсе, которая имеет почти двухсотметровый периметр, то процесс строительства предполагал выемку и удаление около 745 м3 геологического материала. Где он находится? Традиционно предполагается, что крепостные стены были построены из этого материала, позже подвергшегося эрозии. Проблема в том, что ни в одном из уже исследованных рвов в Пердигоэсе (как и в других португальских оградах) нет свидетельств такой эрозии. Они просто заполнены другими материалами. "Если мы подумаем, что в Пердигоэсе есть по крайней мере 11 рвов, постепенно увеличивающихся по сравнению с рвом 6, мы начнём иметь представление о количестве геологического материала, удалённого оттуда с течением времени. Тысячи кубических метров; тысячи тонн. Где он находится?"


В секторе Q Пердигоэса, раскопки лета 2011 года предоставили множество свидетельств о кремации. В нескольких отложениях было обнаружено несколько сотен (если не сказать тысяч) фрагментов разрозненных человеческих обгоревших костей, связанных с обгоревшими артефактами, в основном идолами из слоновой кости.


Может быть, внутри этих ограждений сжигались трупы умерших людей?

Ещё интересный факт: внутри ограждений имеются остатки многочисленных ям.

Сотни ям на магнитографиях ограждений Xancra и Perdigões

Функциональное предназначение этих ям не совсем ясно. А. Валера говорит, что "когда мы сравниваем обнесённые стенами и рвами ронделы, то выясняется, что внутри ограждений в виде рвов мы обычно находим десятки, сотни, тысячи ям, а в обнесенных стенами ронделах - одну-две. Ну, может быть, три". Может быть, после того как "бикеры" сооружали стены, ронделы сразу теряли свой статус священных территорий и там прекращалось проведение обрядов? Сам А. Валера высказывает предположение о том, что ямы являлись своего рода "ячейками" коллективного "банка", в котором хранились продукты питания (он называет их "силосными ямами"). А что, если эти "силосные ямы" как-то связаны с проведением погребальных обрядов?

Комментариев нет:

Отправить комментарий