Интересно, что у удмуртов вплоть до XX века сохранялись реликты родовых делений, восходящих к эпохе матриархата, к тотемизму. Речь идёт о родовых божествах - воршудах. По данным Н. Г. Первухина, воршуд — это родовое божество, носящее имя родоначальника, или, как он замечает, скорее родоначальницы. Значение слова воршуд — род, поколение, относящееся исключительно к лицам женского пола. Это фамилия матери, переходящая через дочку к внучке и таким образом сохраняемая в потомстве.
Н. Г. Первухин в течение всей своей жизни собирал сведения о воршудах путём расспросов священников удмуртских приходов, местной интеллигенции, учащихся-удмуртов. Ему удалось обнаружить на территории Глазовского уезда следы 50 воршудно-родовых групп и на этой основе высказать предположение о том, что у удмуртов существовало 70 воршудных групп.
Известный этнограф, фольклорист, чл.-кор. АН СССР Д. К. Зеленин посвятил статью анализу удмуртского воршуда. Он считает, что некоторые родовые имена удмуртов восходят к именам животных, очевидно, тотемов.
Некоторые этимологии: биё «улитка» > Бня; дукья «глухарь» > Ддкъя; дургали, дурга-дарга «майский жук» > Дурга; заны «водяной паук» + -ка — аффикс > Занка; зоз, диал. сев. зезы «кузнечик» + -я — аффикс > Зезья; юмы «овод, паут» + -я — формант > Юмъя > Зумъя; ин (*инм) «небо» + *ес ~ йбс «люди; народ» > Имъес (Инмес, Иммес); какся «цапля» > Какся; кибы «букашка, жучок, мелкое насекомое» + -я — аффикс > Кибъя; конъы «белка» + -,га — аффикс > Коньга; куака «ворона» > Куака; *крч «хищная птица; орёл» (ср. пиякуш «канюк; коршун»; урткыч «летучая мышь»; чуньыкыч «ястреб-тетеревятник») + -я — аффикс > Кушъя; лузь I к. лддз «овод, слепень» + -я — аффикс > Лозя; коми моля: малязи малямуш «пчела; шмель» > Маля; -мень: ичимень «сноха; невестка» + -я — аффикс > Монья; ныл «девочка, девушка» + -га — аффикс > Нылга; поляка «перепелка» > Паляка; пелё «филин; сова» + -,га — аффикс > Пельга; пдськы, диал. поськы «стриж» > Поска ~ Поська; пыч, диал. пыш «блоха» + -я — аффикс; > Пышъя; съом «рыбья чешуя» + -о — аффикс > Сьома; сер «куница» + ч/ — аффикс > Сюра; сян - чан «норка» + -я — аффикс > Сянья; тур «тетерев» или тури «журавль» + -я — аффикс > Туръя; узьы «младшая сестра мужа; золовка» + -я — аффикс > Узя; уля «пескарь» > Уля; коми ур «белка» + -га — аффикс > Урга; чипы «птенчик»; «цыпленок» + -я — аффикс > Чипья; сяла «рябчик» > Чала; коми чуйпи «щуренок, маленькая щучка» (пи ^детёныш; молодь» > Чуйя + -я — аффикс; *чунчы «крот» > Чунча; юбер «дрозд», диал. «скворец» + -д — аффикс > Юбера; коми йдра «лось» > Юра; юсь «лебедь» + -ка — аффикс > Юська.
В основе некоторых воршудно-родовых имён, например, Мднья, Узя, Нылга лежат термины родства и свойства, указывающие на женский пол: мень «сноха, невестка»; узя «золовка»; ныл «девочка, девушка». В среде удмуртов до недавнего времени (в некоторых северных и центральных районах Удмуртии до середины XX в.) сохранилась чрезвычайно интересная традиция: девушка, выходя замуж, теряла своё личное имя — её все называли по имени воршуда отца: Сюра, Чола, Чабья и т. п. В некоторых местах, пишет М. О. Косвен, до сего времени сохраняется порядок, по которому девушка считается принадлежащей к тому воршуду, к которому принадлежала её мать до замужества, а не к воршуду отца. Например, если мать по рождению Чабья, а отец из рода Чола, то дочь до замужества считается Чабья. О том, какую огромную роль играла женщина в культе воршуда, говорит и такой факт: в куале, на священной полке, рядом с воршудным коробом с фетишами стоял айшон — высокий головной убор замужней женщины.
Вплоть до начала XX в., а в некоторых местах до середины XX в. браки внутри воршудных объединений не заключались — был запрет. Так, девушка из воршуда Можга не могла выйти замуж за парня из рода-воршуда Можга не только из своей родной деревни или соседнего села, но также из других уездов, губерний, с которыми хотя и давным-давно — сотни лет назад — всякие родственные связи прервались. Действительно, как сообщали этнографы прошлого века, девушка-Можга из Малмыжского (или Елабужского, Сара пул ьского) уезда не могла выйти замуж за парня из Бирского (Осинского или Бугульминского) уезда, который принадлежал воршуду Можга.
В этнографической и археологической литературе имеется немало сообщений о том, что удмурты в старину на груди или на поясе носили дэндоры (диал. дэмдор) — металлические пластинки с символическими знаками рода. Еще в конце XIX в. удмуртки Бирского уезда на ожерельях носили дэндоры — оловянные или свинцовые жетоны с изображениями по обеим сторонам. Они служили показателем рода и воршуда, к которому принадлежал тот или иной человек.
Из книги: М. Г. Атаманов-Эграпи «Происхождение удмуртского народа». Источник.
С этой точки зрения любопытно взглянуть на древнерусские змеевики. Может быть, они появились в русской культуре в XI—XII веках, заменив собою какие-то более древние родовые знаки? Носили змеевики представители родовитой знати. Изображения на змеевиках не были похожи одно на другое, - это вам не орден Ленина, изготовленный по одному образцу. И, к тому же, поражает обилие "женской" символики на змеевиках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий