"Согласно распространённому мнению и ряду социологических теорий, на формирование эстетического вкуса и предпочтений в культуре и искусстве влияют происхождение, семейное воспитание и индивидуальный опыт человека. Однако датские учёные выяснили: помимо этих факторов, немалую (а иногда доминирующую) роль в формировании вкуса играют гены" (Источник).
Интересно, что впервые слово "культура" встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался "De agri cultura".Позднее римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в своих "Тускуланских беседах" употребил слово "культура" в переносном значении, назвав философию "культурой души" ("cultura animae").
"Для взращивания семян брошенных в землю, для сбора хорошего урожая, нужна культивация почвы, возделывание её: необходим неимоверный труд... И только при очень хорошей и доброкачественной обработке почвы, стол — в итоге — можно накрыть хорошими плодами, и потчевать себя самыми вкусными яствами: добрым урожаем. Иначе ни как! ...Этим же смыслом владеет и переносное значение термина, cultura — в переносном смысле — взращивание подрастающего поколения. Детей" (Источник).
Ну и, наверно, как при селекционировании семян происходит их изменение, так и при воспитании детей в культурной среде случаются какие-то незаметные глазу изменения на уровне генов. И потом уже эти изменённые гены передаются потомству.
Воспитание и образование ребёнка можно сравнить с распашкой земли. Далее, когда этот ребёнок вырастает и от него родится другой ребёнок, то у него "почва души" уже более мягкая, чем у отца, и на этой "почве" могут прижиться и пустить корни какие-то семена высокой культуры.
Здесь кстати вспомнить притчу о сеятеле из Евангелия. «Вышел сеятель сеять семя своё, - говорил Иисус Христос, - и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»
Каждый учитель знает, что дети одного возраста отличаются друг от друга как небо от земли. Один ребёнок в 4 годика уже вовсю читает и понимает прочитанное, а другой в 4 годика едва-едва говорить умеет. Одному ребёнку достаточно сказать лишь раз, и он сразу запоминает информацию, а другому надо без конца повторять одно и то же, и всё отлетает от него "как от стенки горох". Очевидно, такому ребёнку достались "некультурные" гены папы; "земля" души его - твёрдая, "убитая", каменистая, невозделанная; семенам учения не за что зацепиться и негде корешки пустить.
Наверно, где-то здесь кроются истоки т. наз. "доктрины змеиного семени". Вся история человечества рассматривается этим учением как борьба с дураками. Думаю, отсюда же вытекают и слова песни А. Макаревича:
"Сегодня самый лучший день,
Пусть реют флаги над полками,
Сегодня самый лучший день -
Сегодня битва с дураками.
Как много лет любой из нас
От них терпел и боль и муки,
Но вышло время - пробил час,
И мы себе развяжем руки.
Друзьям раздайте по ружью,
Ведь храбрецы средь них найдутся.
Друзьям раздайте по ружью,
И дураки переведутся.
Когда последний враг упал,
Труба победу проиграла,
Лишь в этот миг я осознал -
Насколько нас осталось мало".
Комментариев нет:
Отправить комментарий