24 ноября 2025

О кифаристе на саркофаге из Агиа-Триады.

О. А. Пушкова и А. В. Цыб в статье "Богиня-владычица минойского Крита" [1] делятся интересным наблюдением:"На знаменитом саркофаге из Агиа-Триады есть изображения двух фигур в женских платьях, с женскими формами, но однако они выписаны коричневой краской, которая, в отличие от белой, обозначала мужчин. Одна из этих фигур держит в руках музыкальный инструмент, наподобие кифары.



Некое сходство с ней обнаруживается у человека на фреске из Пилоса, известной как «Орфей». Слегка эллинизированная одежда, но та же форма тела, тот же, но более чётко изображённый инструмент и коричневый цвет лица.


Создаётся впечатление, что эти две работы выполнены в одной манере. Но есть отличие, которое как ни странно, может только сблизить в смысловом смысле эти два изображения. Рядом с пилосским «Орфеем» распростёр крылья большой голубь. Из этого позволительно будет сделать вывод: и «Орфей», и фигуры на саркофаге представляют собой жрецов Богини, служивших ей своей музыкой и сознательно утративших своё мужество. Возможно, они считали это необходимым, чтобы уподобиться женственности Великой Богини, возможно, чтобы навсегда охранить свою невинность от соблазнов, а возможно потому, что были убеждены в изначальной андрогинности Высшего божества и стремились уподобиться ему".

О. А. Пушкова и А. В. Цыб намекают на то, что жрецы Богини были скопцами. Им вторит А. Г. Дугин: "Классический ритуал культа Кибелы находит свою кульминацию в оскоплении мужчины. Он лишается своих свойств. <...> Великая Мать превращает в кастратов всех, к кому прикасается" (Источник).

Однако у меня на это масса возражений имеется.

Во-первых, мы видим лишь то, что мужчины-кифаристы одеты в женское платье, но мы не знаем, что там под платьем. Вполне возможно, что у них там самые обыкновенные мужские "приборы".

Во-вторых, испокон веков так повелось, что мужчины "не от мира сего" носят длинные платья, ниспадающие до самой земли.


То, что этот католический монах одет как женщина, вовсе не означает, что он скопец. 

В-третьих, нам неизвестно, имелось ли на Крите минойской эпохи профессиональное мужское жречество. Скорее всего, не имелось. Но в таком случае, любой мужчина, принимавший участие в тех или иных ритуалах, связанных с культом Богини, прежде должен был оскопиться, а это полный абсурд. 

Даже если принимать в расчёт культ Кибелы, то и там далеко не все мужчины доходили до самооскопления. Насколько я знаю, там люди оплакивали смерть Аттиса и выражали своё горе привычным на Востоке образом. И доныне мусульмане-шииты занимаются самобичеванием, скорбя о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. Мужчины используют специальные цепи с лезвиями на концах, которыми наносят удары себе по спине. Адепты культа Кибелы тоже наносили себе раны, резали себе руки и ноги, а некоторые, особо "рьяные", в изменённом состоянии сознания, когда не чувствуется боль, отрезали себе половые органы. Вряд ли это было требованием Богини, но и запретить такого рода жертвы она никак не могла.

В-третьих, надо обратить внимание на птиц и сравнить вышеприведённые изображения кифаристов со знаменитой росписью в пещере Ласко.



Бык боднул человека, и рядом на палочке птица – его душа. Не об этих ли "птицах небесных", которые не сеют и не жнут, рассказывал Иисус своим ученикам? И не Он ли говорил, что там, на небесах, ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии? Интересно, что ангелы всегда изображались в длинных белых одеждах, похожих на женские платья. Более того, во многих архаических традициях сама душа человеческая представлялась в женском обличии, и может быть палеолитические "венеры" были вместилищами душ умерших людей. Душа покойного сородича, по понятиям эскимосов, переходила в тело женщины и возрождалась затем к новой жизни. По представлениям первобытных людей, имелась нечто в роде Мировой Души - Матрицы, которая являлась вместилищем и хранилищем всех душ, как умерших, так и ещё не родившихся. Мировая Душа - Матрица соотносилась с образом Великой Матери и её женских представительниц на земле. Поэтому в архаической древности, в эпоху матриархата, все души были, так сказать, "женского рода", по образу и подобию Матрицы. 

На саркофаге из Агиа-Триады явно изображена сцена из погребального ритуала. Так, может быть, мужчина-кифарист потому и одел женское платье, что он, принимая участие в похоронах, приблизился к Матрице?  

-----------------------------------------------------------------
[1] В сборнике "Астарта". Вып. 2. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. Изд-во С.-Петербургского университета, 1999 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий