О. А. Пушкова и А. В. Цыб в статье "Богиня-владычица минойского Крита" [1] делятся интересным наблюдением:"На знаменитом саркофаге из Агиа-Триады есть изображения двух фигур в женских платьях, с женскими формами, но однако они выписаны коричневой краской, которая, в отличие от белой, обозначала мужчин. Одна из этих фигур держит в руках музыкальный инструмент, наподобие кифары.
![]() |
Некое сходство с ней обнаруживается у человека на фреске из Пилоса, известной как «Орфей». Слегка эллинизированная одежда, но та же форма тела, тот же, но более чётко изображённый инструмент и коричневый цвет лица. Создаётся впечатление, что эти две работы выполнены в одной манере. Но есть отличие, которое как ни странно, может только сблизить в смысловом смысле эти два изображения. Рядом с пилосским «Орфеем» распростёр крылья большой голубь. Из этого позволительно будет сделать вывод: и «Орфей», и фигуры на саркофаге представляют собой жрецов Богини, служивших ей своей музыкой и сознательно утративших своё мужество. Возможно, они считали это необходимым, чтобы уподобиться женственности Великой Богини, возможно, чтобы навсегда охранить свою невинность от соблазнов, а возможно потому, что были убеждены в изначальной андрогинности Высшего божества и стремились уподобиться ему". О. А. Пушкова и А. В. Цыб намекают на то, что жрецы Богини были скопцами. Им вторит А. Г. Дугин: "Классический ритуал культа Кибелы находит свою кульминацию в оскоплении мужчины. Он лишается своих свойств. <...> Великая Мать превращает в кастратов всех, к кому прикасается" (Источник). Однако у меня на это масса возражений имеется. Во-первых, мы видим лишь то, что мужчины-кифаристы одеты в женское платье, но мы не знаем, что там под платьем. Вполне возможно, что у них там самые обыкновенные мужские "приборы". Во-вторых, испокон веков так повелось, что мужчины "не от мира сего" носят длинные платья, ниспадающие до самой земли. В-третьих, нам неизвестно, имелось ли на Крите минойской эпохи профессиональное мужское жречество. Скорее всего, не имелось. Но в таком случае, любой мужчина, принимавший участие в тех или иных ритуалах, связанных с культом Богини, прежде должен был оскопиться, а это полный абсурд. Даже если принимать в расчёт культ Кибелы, то и там далеко не все мужчины доходили до самооскопления. Насколько я знаю, там люди оплакивали смерть Аттиса и выражали своё горе привычным на Востоке образом. И доныне мусульмане-шииты занимаются самобичеванием, скорбя о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. Мужчины используют специальные цепи с лезвиями на концах, которыми наносят удары себе по спине. Адепты культа Кибелы тоже наносили себе раны, резали себе руки и ноги, а некоторые, особо "рьяные", в изменённом состоянии сознания, когда не чувствуется боль, отрезали себе половые органы. Вряд ли это было требованием Богини, но и запретить такого рода жертвы она никак не могла. В-третьих, надо обратить внимание на птиц и сравнить вышеприведённые изображения кифаристов со знаменитой росписью в пещере Ласко. Бык боднул человека, и рядом на палочке птица – его душа. Не об этих ли "птицах небесных", которые не сеют и не жнут, рассказывал Иисус своим ученикам? И не Он ли говорил, что там, на небесах, ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии? Интересно, что ангелы всегда изображались в длинных белых одеждах, похожих на женские платья. Более того, во многих архаических традициях сама душа человеческая представлялась в женском обличии, и может быть палеолитические "венеры" были вместилищами душ умерших людей. Душа покойного сородича, по понятиям эскимосов, переходила в тело женщины и возрождалась затем к новой жизни. По представлениям первобытных людей, имелась нечто в роде Мировой Души - Матрицы, которая являлась вместилищем и хранилищем всех душ, как умерших, так и ещё не родившихся. Мировая Душа - Матрица соотносилась с образом Великой Матери и её женских представительниц на земле. Поэтому в архаической древности, в эпоху матриархата, все души были, так сказать, "женского рода", по образу и подобию Матрицы. На саркофаге из Агиа-Триады явно изображена сцена из погребального ритуала. Так, может быть, мужчина-кифарист потому и одел женское платье, что он, принимая участие в похоронах, приблизился к Матрице? ----------------------------------------------------------------- [1] В сборнике "Астарта". Вып. 2. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. Изд-во С.-Петербургского университета, 1999 г. |




Комментариев нет:
Отправить комментарий